СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Урок математики -здоровьесберегающие технологии "

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья " Урок математики -здоровьесберегающие технологии "»

Урок математики – здоровьесберегающие технологии»

Учитель математики Карагаева Татьяна Петровна

Сохранение здоровья обучающихся - одной из главных проблем современной школы. Здоровье - это величайшая ценность человека. Современное определение «здоровье» впервые сформулировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. В нем указано, что здоровье - это « состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Русская пословица гласит : «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». Тема «здоровье человека» всегда была актуальна для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Компьютер, телевизор, телефон есть в каждом доме - это, конечно, хорошо, но в результате отсутствия должного контроля, ученики просто «прилипают» к компьютеру или телевизору, а телефон просто не выпускают из рук - эта неподвижность приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, плохому настроению, сонливости, отрицательно влияет на спокойный сон ребенка. И вот такой он приходит в школу.

Мы все прекрасно понимаем, как важно заниматься физкультурой и спортом, делать зарядку, больше двигаться, но как это бывает трудно пересилить себя и сделать всё необходимое для своего здоровья. Часто откладываем эти занятия на «завтра», но придёт время и, возможно будет поздно начинать. Поэтому, я считаю, что любой учитель, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, и не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики, обязательно выделит минутку отдыха для души и тела своего ученика.

В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа. По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой медиков, педагогов и родителей. И в решении этой проблемы можем принять участие мы – учителя, внедряя в процесс обучения здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Основные  педагогические технологии, используемые мною   в работе  с целью сбережения здоровья учащихся:

Условия «здоровьесбережения» на уроке:

  • смена 4-7 видов деятельности на уроке;

    • развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);

    • работа в парах, группах;

    • учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,

    • использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;

    • введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;

    • хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;

    • использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;

    • дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику;

    • соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока.



Поэтому я считаю, как важна правильная организация учебной деятельности. Работая учителем математики, при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам:

- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения ( наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответсвующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организую проветривание до и после занятий, частичное - на переменах. Влажная уборка кабинета проводится каждый день;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

При обучении школьников математике   я заметила, что   многие  учащиеся быстро утомляются, не могут переключиться  с одного урока на другой. У многих плохая память, внимание, неудовлетворительное настроение, отсутствие желания работать. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины), а также я включаю задания на развитее слуховой, зрительной памяти. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока.

Например, гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4.Покорчим «рожицы». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление). Например,

И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц

.И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся просто необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. И я уверена, что систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию необходимости сохранения здоровья не на словах, а на деле. Для проведения оздоровительных минуток я использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Такие предметы как книга, карандаш, линейка, газета, стаканчик помогают мне в проведении оздоровительных минуток. С упражнениями оздоровительных минуток я познакомилась из книги Н.И.Дереклеевой «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Вот некоторые технологии, которые я использую на уроках:


№1 Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Я подхожу к любому из учеников и «бужу» его. Ученик показывает, что он проснулся. Он подает голос или создает шумовой эффект: топает ногами, стучит по столу и т.д. Остальные ученики, продолжая «спать», должны назвать имя того ученика, который «проснулся», и повторить ещё раз звуки создаваемого шума.


№2 Ученики могут сидеть или стоять. Играем в клоунов. Дети выполняют следующие задания:

-свести брови и развести

- глаза сильно прищурить и широко открыть

-губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их

- шею максимально вытянуть, а затем опустить её

-плечи максимально свести и развести

- руками обнять себя и улыбнуться


№3 Это упражнение полезно перед написанием математического диктанта. Ребята кладут голову на руки, закрывают глаза и представляют те формулы , которые нужно было выучить. Во время выполнения задания звучит тихая музыка.


№4 Задания с газетой, которая свернута в рулончик. Ребята балансируют с газетой в положении сидя или стоя. При этом:

-они держат газету на вытянутых руках

-на левой и правой руке попеременно, стоя на обеих ногах

-на левой и правой руке попеременно, стоя на одной ноге

-держат газету на голове

-на плечах

-на затылке

-попеременно на правой и левой ноге


№5 Ребята выполняют упражнение стоя:

-свернутую газету подбросить и поймать обеими руками

-газету ловят левой и правой рукой попеременно

- газету подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать


№6 Ребята должны представить себя жителями Востока, которым приходится носить поклажу на голове. Это может быть книга, стаканчик, ластик, карандаш, шарик из ваты. Ребята должны положить предмет на голову и

- ходить по классу, причем предмет не должен упасть

- приседать и выпрямляться с предметом на голове

- сбросить предмет и поймать его руками


№7 Ребята держат книгу на вытянутой руке

- перекладывают её из правой руки влевую

- приседают, держа книгу попеременно в правой и левой руке.

Все эти упражнения поднимают настроение детей, улыбка и смех сопровождают все их действия.


Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье. Рассмотрим некоторые задачи:

  1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.

Ответ: 23 пары.

  1. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?

Ответ:40 дней.

3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.?

Ответ:15 мг.

4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?

Ответ:7,12,5,5,5.

Режим дня

5. Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10 - 11 часов в сутки?  (10 часов, да)

6. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее, чем за 2 часа 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? (Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает).  (В 18 часов 30 минут)

Вредные привычки

7. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?  (180 человек)

Весёлая гигиена

  8. Ученик 5-го класса (не из нашей школы) ленился подстригать ногти. К концу учебного года одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли к этому моменту его ногти, если средняя скорость роста ногтей составляет 0,3 см в месяц, а ленился неряха 8 месяцев?  (2,4 см)





Практически на каждом уроке я даю ребятам упражнения на внимание и на развитие слуховой и зрительной памяти. Первую серию упражнений ребята решают с закрытыми глазами, считают примеры в уме. Для второй серии упражнений готовлю карточки, на которых написаны примеры по теме, показываю их 5 секунд, затем убираю и прошу дать ответ. Ребята воспроизводят пример и говорят ответ. Вот примерная серия для данных заданий.

Серия упражнений для развития зрительной памяти 5 класс

Тема: "Действия с натуральными числами"

93+8

25+16

111+70

105+84

90-17

65-13

118-60

140-64



19*2

22*5

104*3

209*5



60:15

80:16

121:11

666:3



Тема «Сложение дробей», «Сложение смешанных чисел»

+

+

+

+



4 + 1

6 + 2

7 +

2 + 2



а) Обратить смешанное число в неправильную дробь

3

7

8

11



б) Из неправильной дроби выделить целую часть



Тема: «Вычитание обыкновенных дробей»

-

-

-

-



1 -

1 -

1 -

1 -



5

6 -

10 -

9 -



5 -

9 -

15 -

12 -



7 - 2

8 - 5

11 - 9

12 - 12



Серия упражнений для развития слуховой памяти 5 класс

Дети сидят с закрытыми глазами и выполняют упражнения устно.

Тема: «Что такое дробь?»

  1. Какую часть часа составляет 1 мин; 13 мин; 41 мин.

  2. Какую часть километра составляет 3 м; 79 м; 209 м.

  3. Какую часть центнера составляют 7 кг; 51 кг; 97 кг.

  4. Сколько минут в ч; в ч; в ч.

  5. Сколько сантиметров в м; м; м; дм.

  6. Сколько килограммов в т; т; т; т.

  7. Назвать все правильные дроби со знаменателем 11

  8. Выразить в метрах: 40 см; 50 см; 90 см.

  9. Выразить в часах: 30 мин; 40 мин; 15 мин.

  10. Выразить в минутах: 5 с; 10 с; 30 с; 50 с.

Тема: «Сложение дробей» «Сложение смешанных чисел»

  1. Найти сумму: и ; и ; и ; и

  2. Обратить смешанное число в неправильную дробь:

1 ; 2 ; 5 ; 10

  1. Выделить целую часть:

; ; ;

  1. Найти сумму:

3 и 1; 4 и 2; 5 и ; 1 и 3

Тема :" Вычитание дробей"

Найти разность

  1. и ; и ; и

  2. 1 и ; 1 и ; 1 и

  3. 3 и ; 4 и ; 5 и

  4. 4 и 2; 5 и 4; 6 и 3

  5. 6 и ; 7 и ; 1 и



Самое главное во всех здоровьесберегающих технологиях - это приносить пользу здоровью ребенка, снимать усталость, поднимать настроение, мотивировать на дальнейшую работу на уроке. И тогда все школьные перегрузки дети будут переносить намного легче. Так мы учителя решим маленькую, но очень важную задачу.

Здоровье и настрой учителя играет огромную роль на уроке.

- Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

- Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

- Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

- И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

- Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

- Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

Литература:

1. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»

Н. И. Дереклеева, Москва «ВАКО» 2004

2. Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики» С.В.Шалкина

3. Статья " Здоровье сберегающие технологии на уроках математики" А.С.Котопуло

4.Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС.

Е.Ю. Лукичева-СПб,2013

5. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.

6. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы./В.В. Кривоногов. - М., 2000.

7. Нечаев М. П. «Современный кабинет математики». - М.2006.

8. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.

9. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.

11. Интерактивная игра по математике для 5 класса «Здоровая математика». Попова Юлия Николаевна.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!