СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Универсальность метода параллельного мышления Эдварда де Боно"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает метод "Шести шляп мышления".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Универсальность метода параллельного мышления Эдварда де Боно"»






Универсальность метода параллельного мышления

Эдварда де Боно.

Должно стремиться к знанию не ради споров,

не для презрения других,

не ради выгоды, славы, власти или других целей,

а ради того, чтобы быть полезным в жизни.

(Ф. Бэкон)

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить метод «Шесть шляп мышления».

Мышление является высшим познавательным процессом.  Метод «Шесть шляп мышления» позволяет преодолевать трудности за счёт разделения мыслительного процесса на шесть отдельных режимов – шляп, отличающихся цветом.


Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Белый цвет, символизируя полное отсутствие цвета, означает беспристрастность.

Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Вот и мы в красной шляпе будем отдавать себя во власть эмоций.

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное – то, что страшится людских глаз. Его дело – указать на то, что не сработает, и предупредить о возможной опасности.

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней живет надежда и позитивное мышление.

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. цвет плодородия и роста; он символизирует растение, появляющееся на свет из крошечного зерна и тянущееся к жизни.

Синий цвет холодный; это – цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. Синий цвет символизирует всеобъемлющий контроль; он сродни образу неба, неустанно следящего за тем, что происходит на вверенной его неусыпным заботам земле. Кроме того, синий цвет подразумевает отчужденность, холодность и самоконтроль.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Шесть шляп – шесть разных способов мышления. Красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная – критическое, желтая – оптимистичное, зеленая шляпа – это творчество, идеи, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, а белая шляпа – за факты и цифры. Э.Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами.

Итак, представьте ситуацию: Вы идете на день рождения к подруге, коллеге. Там есть человек, который Вам неприятен, но Вам нужно идти. Нужно разработать план действий.

У Вас у всех одна ситуация, в зависимости от цвета шляпы давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон, чтобы учесть все важные аспекты для принятия решения, чтобы иметь возможность точно контролировать ситуацию и проявить максимальную объективность.

НАДЕНЬТЕ ШЛЯПУ – ДАЙТЕ ФОРМУ МЫСЛЯМ!

Белая шляпа– роль ученого. В ней мы собираем, анализируем и обобщаем данные, не оцениваем. Вопросы, которые нас интересуют:

-Что мы знаем?

-Что не знаем?

-Что нужно узнать?

-Как и где взять необходимую информацию?


Красная шляпа – роль художника, артиста. В ней мы всецело погружаемся в свои переживания, эмоции, ощущения, прислушиваемся к своему сердцу, доверяем. Она иррациональна, чувствительна и спонтанна. Вопросы красной шляпы:

-Чего я хочу на самом деле?

-Что я чувствую?

-Что говорит моя интуиция?

-Что для меня важно?


Черная шляпа – роль осторожного, критичного человека. Она предполагает использование логического мышления и анализа. Вот где можно и нужно рассмотреть сложности и недостатки, обнаружить подводные камни, но без страха, провести тщательный анализ предполагаемых проблем. Актуальные для этой роли вопросы:

-Чего мне опасаться?

-Какие трудности могут быть?

-Каких ошибок нужно избежать?


Желтая шляпа – роль оптимиста, позитивного и уверенного человека. Надеваем ее и верим в лучшее, в свои силы, видим хорошие перспективы и твердо уверены в благоприятном исходе. Вопросы, важные здесь:

-Что можно извлечь положительного из того, что этот человек присутствует на дне рождении?

-Какие возможности для меня открываются?

-Что хорошего меня здесь ожидает?


Зеленая шляпа – роль креативщика, индивидуалиста. Упор делается на поиске новых решений, творческом и нестандартном взгляде на происходящее. Это неординарность и нетипичное поведение. Зеленая шляпа спрашивает:

-Что можно поменять?

-Каким образом сделать еще интереснее?

-Как лучше решить проблему?


Синяя шляпа – роль руководителя, человека, управляющего всеми процессами. Шляпа над шляпами. Она обобщает деятельность всех шляп-ролей, организовывает весь процесс, ставит цели, контролирует исполнение, подводит общие итоги и делает выводы. В этой роли мы задаем такие вопросы:

-Какая задача стояла?

-Какие выводы можно сделать?



Примерные ответы:

Белая шляпа

Праздник, веселье. Я уважаю виновника торжества. Есть человек, который не нравится. Я не знаю всех приглашенных. Нужно позвонить, узнать.

Черная шляпа

Может произойти конфликт. Испорчу себе настроение. Неуютно буду себя чувствовать. Нужно подальше держаться от этого человека.

Красная шляпа

Не пойду! Пойду, не могу обидеть именинника! Не буду обращать на него внимания!

Желтая шляпа

Может в неофициальной обстановке смогу изменить отношение к неприятному мне человеку.

Зеленая шляпа

Придумаю ряд конкурсов, чтобы не думать об этом человеке. Сяду подальше от него. Попробую наладить отношения.

Синяя шляпа



В данной ситуации каждый может войти в роль человека, размышляющего в манере синей шляпы.

Усвоение простой идеи, которую предлагает автор книг «Шесть шляп мышления», «Латеральное мышление», «Параллельное мышление. От сократовского мышления к дебоновскому» предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая идея Э.де Боно шести «мыслительных» шляп.

Вживаясь в мир воспринятых ролей,

Ты душу маски делаешь своею. (А. Захарченко)

Суть метода заключается в том, что он помогает развивать параллельное мышление, а также увидеть ситуацию с разных сторон и выявить самый оптимальный путь решения данной проблемной ситуации. Каждый цвет шляпы определяет направление развития мысли.

Достоинство шляп вытекает из возможности определить правила игры. Особенно важно детей учить играть по правилам. С помощью шести мыслительных шляп устанавливаются определенные правила «игры в человека, думающего именно так», или «игры в предлагаемый образ мыслей».

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой.

Во время пересказа того или иного произведения или при его анализе у обучающихся порой возникает путаница, иногда беспомощность, нелогичность высказывания. Предлагаю прочитанный текст или любую проблемную ситуацию. Шляпы можно выбрать по жребию или по желанию участников. Свою точку зрения группы уже сказать не могут, им строго следует следовать правилам той шляпы, которая надета на них.

Например, урок литературного чтения: Е.Шварц «Два брата». С помощью мыслительных шляп дети смогли дать полную характеристику сначала Прадедушке Морозу, затем Старшему брату.



Характеристика Прадедушки Мороза

Белая

С. 68 П.М.- высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы ледяные. Не доброе и не злое лицо.

Черная

С. 69 Когда мальчик дважды упал на скользком полу, П.М. даже не обернулся!

Желтая

Распорядился, чтобы холод не причинил мальчику никакого вреда.

Красная

Нам жаль П.М.! Ведь он несчастен! Нельзя любить только себя. Любовь лишь к себе- разрушительна.

Зеленая

Нужно помочь П.М. понять, что жить в одиночестве нельзя! Нужно согреть его сердце!

Синяя

П.М. – старик, который любит только себя и личный покой




Характеристика Младшего брата

Белая

12 лет. Умный, хорошо учился, много читал, умел убедительно говорить. У него есть Младший брат, с которым постоянно ссорился.

Черная

Не сдержал слово перед родителями. Зимой схватил Младшего за шиворот, крикнул: «Оставь меня в покое!»- вытолкал его во двор и запер дверь.

Желтая

Смог измениться. Сумел пожалеть Младшего брата и сердце его заполнила любовь и доброта.

Красная

Нельзя говорить злые слова, потому что эти слова могут обернуться против тебя самого.

Зеленая

Если бы я встретила его, то спросила: «Почему выполнял задания П.М.?»

Синяя

Старший брат – это мальчик 12-ти лет, который пройдя испытания, смог измениться.


В конце урока предложила выбрать каждой группе шляпу, вспомнить весь урок и с точки зрения выбранной шляпы высказать свои мысли. Подсказки-вопросы были на слайде.


Рефлексия

Белая

Произведение «Два брата» необычно тем, что в нем переплетаются реальность и сказка.

Черная

Младший брат был не виноват, но по гордости Старшего, с ним случилась беда с ним.

В сказке конец счастливый, а в реальности может оказаться по-другому.

Евгений Шварц под ледяным царством подразумевает чувство гордости, жестокости, безразличия – которые ведут человека к гибели.

Желтая

Поучительная сказка, призывает быть внимательным друг к другу.

Красная

Очень понравилась сказка, т.к. связана с жизнью и с любым человеком может произойти беда.

Зеленая

С помощью пословиц доказали, что нужно любить, ценить друг друга. Объяснили, что одни и те же слова для разных людей могут значить разное.

Синяя

В семье бывает по-разному, но во всех случаях нужно помнить о любви друг к другу, слушаться родителей и проявлять терпение и заботу.


Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно.

Метод параллельного мышления Эдварда де Боно используют многие корпорации и фирмы, можно использовать на планерках, педсоветах, на принятии решения не как учитель на уроке, а как учитель с методической точки зрения. В этом и заключается универсальность этого метода.

Метод шести шляп можно назвать игрой по правилам. Эта игра заключается в составлении карты своего отношения к ситуации, что принципиально отличает указанный подход к решению вопроса от всем известной практики «ведения спора без правил».

Аналогично тому, как полноцветная печать делает возможным создать цветную картинку, метод шести шляп предлагает произвести такой же процесс с мышлением. Думание обо всём одновременно должно быть заменено применением различных мыслительных аспектов по очереди. В итоге все аспекты собираются воедино и получается «полноцветное мышление».


Приложение.


В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них:

Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах.

Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.

Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.

Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.

Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы.

Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.

Предлагаемые ситуации помогут разобраться в выборе мыслительной шляпы.


Почему Вы решили сменить место работы?

Зарплата и премиальные на новом месте не ниже, чем на прежнем. Дорога на работу отнимает столько же времени. Профиль занятий соответствует прежнему. Но перспективы служебного роста на новом месте значительно более благоприятные. (белая шляпа)



Хорошо тебе давать советы, а мне страшно! Этот переход в новую школу… Там все для меня будет совершенно новым!.. Как там меня встретят? Что может меня там ждать? – я не знаю… Я просто боюсь! (красная шляпа)


Не нужно мне никаких объяснений! Я не хочу знать – что и почему! Мне это просто не нравится! (красная шляпа)


Урок замечательный, но мне не нравится цель этого урока. Она никак не отражает суть содержания и не говорит, чего следует ожидать из урока. (черная шляпа)


Я уверена, что привитие способностей к творческому предвидению необходимо начинать еще со школьной скамьи и рассматривать это нужно как основной школьный предмет. В некоторых странах это уже сделано. (зеленая шляпа)


У меня предложение, субботу оставить рабочим днем, но в этот день вместо проведения уроков всем коллективом выезжать на свежий воздух, где можно в неофициальной обстановке пообщаться, а также обсудить какие-либо вопросы по улучшению учебного процесса. (зеленая шляпа)


Благодаря созданной детской общественной организации повысилась активность, инициативность, любознательность и способность к творческому самовыражению младших школьников. (желтая шляпа)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!