СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о работе педагогов дополнительного образования эколого - биологического Центра  с детьми с ОВЗ и инвалидами. О раскрытии творческого потенциала детей с  ограниченными возможностями через разные формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»»

СТАТЬЯ


«ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИ»


Автор: Лариса Ивановна Литау

педагог дополнительного образования


МОУДО «ДЭБЦ»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого – биологический центр»

городского округа Стрежевой


Дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов. А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, естественнонаучной, туристско – краеведческой и другими видами деятельности. Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как и все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает.

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире.

Но эти дети есть они рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

«Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком», как высказывался С.Л. Рубинштейн.

Опыт педагогической работы показывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых». Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

В 2017 году в эколого – биологическом Центре положено начало реализации программы «Доступная среда». Переоборудован кабинет «Экология» специальной мебелью, приобретено специальное оборудование, наглядный материал, игры, оргтехника для детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Эколого – биологический Центр одной из своих целей ставит инклюзивное образование -  обеспечение равного доступа к получению того или иного вида  дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Одной из задач работы кружков Центра является развитие личностного потенциала детей, т.к. одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал.

В связи с этим в МОУДО «ДЭБЦ»  реализуются две общеобразовательные программы для детей с ОВЗ и детей – инвалидов естественнонаучной направленности:

«Ребятам о зверятах» - изучение домашних животных, живущих в доме и во дворе.

«Царство Нептуна» - изучение обитателей водного мира.

Содержание образовательных программ соответствует возможности ребенка, выполняемая деятельность не наносит вреда его здоровью.

В ходе занятий педагоги дополнительного образования стараются вовлечь ребенка-инвалида  в творческую деятельность.

Занятия   не являются исполнителями четких инструкций. Педагоги используют жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.

Анализируя работу кружков можно сказать, что творческий труд ребенка-инвалида всегда выражает не только его творческие способности, но и техническую изобретательность.

Работы получаются разного вида и настроения, но главное видим в том, как через творчество воспитанник  преодолевает свои личные проблемы, расширяет свой небольшой жизненный опыт, освобождается от неприятного и утверждает позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания чего либо не менее важен для ребенка, чем результат. Последовательность заданий помогает на начальных этапах определить уровень подготовленности и возможностей детей, а  в дальнейшем развивать и совершенствовать уже имеющиеся и вновь приобретенные знания, умения, навыки.

Кроме учебных занятий в объединениях МОУДО «ДЭБЦ» дети с ОВЗ ежегодно принимают активное участие в организационно – массовых мероприятиях Центра. Активно принимая участие в конкурсах, акциях и так далее детям с ОВЗ и детям – инвалидам предоставляется возможность проявить себя и показать свои творческие возможности:

• Акции: «День защиты животных», «Поможем зимующим птицам», «В защиту елочки», «День Земли», «День защиты окружающей среды».

• Конкурсы «Зеленая планета», «Верните рекам чистоту».

• Утренники «День встречи перелетных птиц», «Роль животных и растений на Великой Отечественной войне».

• Выставки рисунков и плакатов «За здоровый образ жизни», «Зимний букет».

• Городские научно – исследовательские конференции.

Благодаря старанию воспитанников, педагогов и родителей, дети с ОВЗ и дети – инвалиды становятся победителями в различных конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня.

Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента.

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но,  у детей  с ОВЗ ограниченное жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.

Её целью является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

Способности к творчеству имеет практически любой ребенок. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, воспитания и условий общественной жизни.

Конкурсы же позволяют рассматривать творчество как деятельность, способную развиваться в процессе жизни, как самого ребенка, так и всей семьи в целом. Именно поэтому, в некоторых акциях, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в нашем Центре, участвует и родители.

Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Ряд качеств, которые формируются у ребенка в процессе творческой деятельности, в конечном итоге положительно скажутся на характере.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется и совершенствуется.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!