СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Творческие задания по географии как средство формирования личностных компетенций учащихся"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для учителей географии, методистов

Просмотр содержимого документа
«Статья "Творческие задания по географии как средство формирования личностных компетенций учащихся"»


Творческие задания по географии

как средство формирования личностных компетенций учащихся


«От успеха в школе - к успеху в жизни»



Коллектив нашей гимназии за последние 3 года обновился и стал довольно молодым – из 38 человек -19 в возрасте до 27 лет, а у каждого 3 молодого специалиста – наставником-учитель, опыт которого не превышает 8 лет. Поэтому мы пришли к выводу, что не важно сколько учителю лет 20или 50 и не всегда долгие годы работы делают нас специалистами высокого уровня. На наш взгляд, главное в учителе, даже самом молодом и новоиспеченном –знать, желать и гореть, идти в ногу с требованиями к современной школе и постоянно работать над саморазвитием. Настоящий учитель учиться всю жизнь. Наш девиз: работай сегодня лучше чем вчера, а завтра – лучше чем сегодня.

Изменить сегодняшний мир к лучшему можно начав с себя .

Давайте повторим за мной: Быть учителем не просто

Гореть самим и зажигать других.

Так пусть же формула успешности и роста

Во всех делах будет в руках моих.

Посмотрите друг другу в глаза и подарите свою улыбку.

Я вижу очень умные, мудрые, наполненные добротой взгляды. Я чувствую тепло ваших сердец и очень надеюсь на сотрудничество, сотворчество и понимание, а самое главное - стремление изменить окружающий мир к лучшему.

Я думаю, вы со мною согласитесь, что сегодня, в современном меняющемся мире, как никогда, нашему государству нужны специалисты, которые могут быстро ориентироваться в шальном потоке информации, двигаться вперед и никогда не стоять на месте,креативно мыслить, находить выход из любого нестандартного положення, и ,конечно же, быть здоровыми.

В книге «Школа XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов - работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос:« Что вы хотите от школы? »- получал, как правило один и тот же ответ:« Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно ». Ученик, который знает, как учиться, способен достичь поставленной цели. Тогда ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, получить какие - либо дополнительные знания, - а именно это, по нашему мнению, и нужно в жизни (и не только детям, но и нам, взрослым). Поэтому цель нашей гимназии: формирование здоровой, творческой личности, готовой строить жизнь, достойную человека.

Творческую личность определяют как личность, границы творчества которой охватывают действия от нестандартного разрешения простой задачи к созданию объектов нового в определенной области, как личность, которая характеризуется специфическими личностными качествами, а именно решительностью, умением не останавливаться на достигнутом, смелостью мышления, умением видеть дальше того, что видят ее современники и видели ее предшественники, мужеством для того, чтобы пойти против течения и разрушить то, чему верит сегодня большинство. Среди характерологических особенностей личности выделяются: отклонения от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация, работоспособность, вера в себя, постоянный поиск идей.

Творческую личность может воспитать только натура творческая 

Небольшой тест для учителей. Мышка съела волшебную пилюлю и сделалась невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышку?

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ:

* Кот может осыпать пол комнаты мукой. В этом случае на муке оставаться следы, а сама мышка вскоре измажется и будет видимой.

* Кот может скормить мышке приманку с твердыми компонентами (косточками, витаминами, шариками и т.д.).

* Кот может распылять мел. Мел попадет на мышку и выдаст ее.

2) СОСТАВЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, сочетая два предмета.

НАПРИМЕР: газета - верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете о верблюде?

Почему ты, как читаешь газету, гнешься как верблюд?

Я вижу, что вы натуры творческие, потому и к детям всегда можете найти такой подход, чтобы зажечь в каждом, без исключения ребенке , искорку креативности и умения нестандартно мыслить.

Ненавижу выражение: "ему не дано"

Не дано придумать, не дано написать,

Не дано - мыслить и чувствовать?!

Неправда! Всем дано!

Просто есть вещи, которым необходимо учить.

И творчество здесь - не исключение. А. Нестеренко


«Я хочу. Я могу. Я умею», – вот те ключики, которыми должен овладеть каждый.

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложены три кита, позволяющие сформировать творческую личность: принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. При этом личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей учащихся. Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетентностей. А сущность системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Быть грамотным исследователем – жизненная необходимость современного человека. Трудно назвать образованным взрослого человека, если он в школе не научился работать с различной информацией, не умеет выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, не имеет опыта защиты идей. Широкий простор для формирования творческой личности дает география .

География предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научных знаний, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.

Но при всем при этом, в школе распространенным явлением становится низкая заинтересованность, снижение значимости и востребованности географии среди обучающихся и их родителей. В процессе работы мы убедилась, что использование при обучении географии традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:

- между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;

- между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов и неумением применять полученные знания в практических целях;

- между требованиями к учащемуся уметь видеть, решать проблему и предлагать творческие варианты решения - без решения проблем реальных жизненных ситуаций.

Эти противоречия порождают проблему поиска путей в обучении по географии. Именно формирование исследовательских компетенций может стать тем звеном установления ценностных, мотивационных установок, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.

В нашей гимназии созданы все необходимые условия для внедрения инновационных технологий обучения и воспитания по географии , формирования и развития творческой личности, для осуществления всех требований госстандарта обучения и формиования ключевых компетентностей учащихся.

Поэтому можем поделиться своим опытом .


В деятельности нашего завдения на уроках географи успешно применяются такие инновационныне технологии :

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: сотрудничества, создания ситуации успеха, самостоятельного, творческого, коллективного воспитания, ориентации на позитивное.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, изобретательских задач, моделирования, развивающего обучения, профилизации, мультимедийного обучения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: «Я- творец», проекты, тренинги, пресс, да-нет-ка, микрофон, аквариума т.д.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (в рамках экспериментальной деятельности по теме «Формирование культуры здоровья во взаимодействии семьи и школы» .)



Мы используем виды работ, которые способствуют развитию творческой деятельности учащихся на уроках географии:

- проведение практических работ.

благодаря исследовательскому характеру деятельности во время практикума обеспечивается полноценное усвоение знаний; сочетание активной деятельности самого ученика во время практических занятий с использованием им наглядного материала повышает продуктивность усвоения изученного; во время выполнения практических работ имеется возможность наилучшим образом сочетать самостоятельную и коллективную деятельность школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.. Традиционный, формальный или творческий характер будут носить практические работы зависит от личности учителя.

- научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид образовательной, учебной деятельности осуществляется на разных ступенях в разном объеме. В процессе проведения исследовательских работ в выбранном научном направлении учащиеся приобретают навыки работы с литературой, овладевают методиками проведения экспериментов и обработки данных, учатся вести дискуссии, делать доклады и сообщения, оформлять итоги выполненных работ в виде тезисов и отчетов. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развивать потенциальные творческие способности индивидуально для каждого из учащихся.

- проектный метод.

В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Слово "проект" (в буквальном переводе с латинского — "брошенный вперед") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Умение организовать проектную деятельность учащихся - показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения.

- эвристика и открытые задания

Термин происходит от греческого "heuresko" — отыскиваю, открываю. Это задания, которые не имеют конкретного известного ответа и шаблона решения, а требуют собственного творчества.,поскольку побуждает учащихся к творческому самовыражению.

Примеры эвристических открытых заданий для уроков: 1. У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…У эскимосов севера есть по- рядка двадцати названий снега — отдельные слова для утреннего и вечернего, летнего и зимнего снега; снега, который хрустит под ногами и снега у входа в юрту. Подумай, какое название (одно или два слова) можно было бы дать различным типам дождя. Какой из этих типов больше всего нужен и почему, жителям Москвы, Каира, Рио-Де-Жанейро, Совхоза "Светлый путь", Куала-Лумпура? 2. Представьте себе, что в автомобилях в качестве топлива вместо бензина использовалась бы обыкновенная вода. В каких странах этот вид транспорта получил бы свое развитие, а где бы, наоборот, никто не мог бы позволить себе такую роскошь?

Технология ТРИЗ

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь обучающемуся для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем.

Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения

Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»

Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя

Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.

Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее



На сегодняшний момент существует много развивающих технологий, достаточно литературы и при желании любой учитель имеет возможность развивать творческую деятельность. Главным условием является знание географии, любовь к детям и заинтересованность в их дальнейшей судьбе. Научите ученика быть успешным в школе и он обязательной будет успешным в жизни.



Литература

1. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. — М.: М.: Международная педагогическая академия. 1998. 266 с.

2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: ВИТА-ПРЕСС. 2009.







Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

« Ясеновская гимназия№2 им.Д.В.Лазутина»













Творческие задания по географии

как средство формирования личностных компетенций учащихся









Подготовила:

Рыбальченко С.Е., директор гимназии,

специалист высшей категории, учитель - методист








2019 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!