Творческие задания по географии
как средство формирования личностных компетенций учащихся
«От успеха в школе - к успеху в жизни»
Коллектив нашей гимназии за последние 3 года обновился и стал довольно молодым – из 38 человек -19 в возрасте до 27 лет, а у каждого 3 молодого специалиста – наставником-учитель, опыт которого не превышает 8 лет. Поэтому мы пришли к выводу, что не важно сколько учителю лет 20или 50 и не всегда долгие годы работы делают нас специалистами высокого уровня. На наш взгляд, главное в учителе, даже самом молодом и новоиспеченном –знать, желать и гореть, идти в ногу с требованиями к современной школе и постоянно работать над саморазвитием. Настоящий учитель учиться всю жизнь. Наш девиз: работай сегодня лучше чем вчера, а завтра – лучше чем сегодня.
Изменить сегодняшний мир к лучшему можно начав с себя .
Давайте повторим за мной: Быть учителем не просто
Гореть самим и зажигать других.
Так пусть же формула успешности и роста
Во всех делах будет в руках моих.
Посмотрите друг другу в глаза и подарите свою улыбку.
Я вижу очень умные, мудрые, наполненные добротой взгляды. Я чувствую тепло ваших сердец и очень надеюсь на сотрудничество, сотворчество и понимание, а самое главное - стремление изменить окружающий мир к лучшему.
Я думаю, вы со мною согласитесь, что сегодня, в современном меняющемся мире, как никогда, нашему государству нужны специалисты, которые могут быстро ориентироваться в шальном потоке информации, двигаться вперед и никогда не стоять на месте,креативно мыслить, находить выход из любого нестандартного положення, и ,конечно же, быть здоровыми.
В книге «Школа XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов - работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос:« Что вы хотите от школы? »- получал, как правило один и тот же ответ:« Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно ». Ученик, который знает, как учиться, способен достичь поставленной цели. Тогда ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, получить какие - либо дополнительные знания, - а именно это, по нашему мнению, и нужно в жизни (и не только детям, но и нам, взрослым). Поэтому цель нашей гимназии: формирование здоровой, творческой личности, готовой строить жизнь, достойную человека.
Творческую личность определяют как личность, границы творчества которой охватывают действия от нестандартного разрешения простой задачи к созданию объектов нового в определенной области, как личность, которая характеризуется специфическими личностными качествами, а именно решительностью, умением не останавливаться на достигнутом, смелостью мышления, умением видеть дальше того, что видят ее современники и видели ее предшественники, мужеством для того, чтобы пойти против течения и разрушить то, чему верит сегодня большинство. Среди характерологических особенностей личности выделяются: отклонения от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация, работоспособность, вера в себя, постоянный поиск идей.
Творческую личность может воспитать только натура творческая
Небольшой тест для учителей. Мышка съела волшебную пилюлю и сделалась невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышку?
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ:
* Кот может осыпать пол комнаты мукой. В этом случае на муке оставаться следы, а сама мышка вскоре измажется и будет видимой.
* Кот может скормить мышке приманку с твердыми компонентами (косточками, витаминами, шариками и т.д.).
* Кот может распылять мел. Мел попадет на мышку и выдаст ее.
2) СОСТАВЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, сочетая два предмета.
НАПРИМЕР: газета - верблюд.
Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете о верблюде?
Почему ты, как читаешь газету, гнешься как верблюд?
Я вижу, что вы натуры творческие, потому и к детям всегда можете найти такой подход, чтобы зажечь в каждом, без исключения ребенке , искорку креативности и умения нестандартно мыслить.
Ненавижу выражение: "ему не дано"
Не дано придумать, не дано написать,
Не дано - мыслить и чувствовать?!
Неправда! Всем дано!
Просто есть вещи, которым необходимо учить.
И творчество здесь - не исключение. А. Нестеренко
«Я хочу. Я могу. Я умею», – вот те ключики, которыми должен овладеть каждый.
В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложены три кита, позволяющие сформировать творческую личность: принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. При этом личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей учащихся. Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетентностей. А сущность системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.
Быть грамотным исследователем – жизненная необходимость современного человека. Трудно назвать образованным взрослого человека, если он в школе не научился работать с различной информацией, не умеет выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения, не имеет опыта защиты идей. Широкий простор для формирования творческой личности дает география .
География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научных знаний, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.
Но при всем при этом, в школе распространенным явлением становится низкая заинтересованность, снижение значимости и востребованности географии среди обучающихся и их родителей. В процессе работы мы убедилась, что использование при обучении географии традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:
- между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;
- между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов и неумением применять полученные знания в практических целях;
- между требованиями к учащемуся уметь видеть, решать проблему и предлагать творческие варианты решения - без решения проблем реальных жизненных ситуаций.
Эти противоречия порождают проблему поиска путей в обучении по географии. Именно формирование исследовательских компетенций может стать тем звеном установления ценностных, мотивационных установок, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.
В нашей гимназии созданы все необходимые условия для внедрения инновационных технологий обучения и воспитания по географии , формирования и развития творческой личности, для осуществления всех требований госстандарта обучения и формиования ключевых компетентностей учащихся.
Поэтому можем поделиться своим опытом .
В деятельности нашего завдения на уроках географи успешно применяются такие инновационныне технологии :
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: сотрудничества, создания ситуации успеха, самостоятельного, творческого, коллективного воспитания, ориентации на позитивное.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, изобретательских задач, моделирования, развивающего обучения, профилизации, мультимедийного обучения.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: «Я- творец», проекты, тренинги, пресс, да-нет-ка, микрофон, аквариума т.д.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (в рамках экспериментальной деятельности по теме «Формирование культуры здоровья во взаимодействии семьи и школы» .)
Мы используем виды работ, которые способствуют развитию творческой деятельности учащихся на уроках географии:
- проведение практических работ.
благодаря исследовательскому характеру деятельности во время практикума обеспечивается полноценное усвоение знаний; сочетание активной деятельности самого ученика во время практических занятий с использованием им наглядного материала повышает продуктивность усвоения изученного; во время выполнения практических работ имеется возможность наилучшим образом сочетать самостоятельную и коллективную деятельность школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.. Традиционный, формальный или творческий характер будут носить практические работы зависит от личности учителя.
- научно-исследовательская деятельность.
Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид образовательной, учебной деятельности осуществляется на разных ступенях в разном объеме. В процессе проведения исследовательских работ в выбранном научном направлении учащиеся приобретают навыки работы с литературой, овладевают методиками проведения экспериментов и обработки данных, учатся вести дискуссии, делать доклады и сообщения, оформлять итоги выполненных работ в виде тезисов и отчетов. Такая форма подготовки позволяет наиболее полно выявить и развивать потенциальные творческие способности индивидуально для каждого из учащихся.
- проектный метод.
В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Слово "проект" (в буквальном переводе с латинского — "брошенный вперед") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Умение организовать проектную деятельность учащихся - показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения.
- эвристика и открытые задания
Термин происходит от греческого "heuresko" — отыскиваю, открываю. Это задания, которые не имеют конкретного известного ответа и шаблона решения, а требуют собственного творчества.,поскольку побуждает учащихся к творческому самовыражению.
Примеры эвристических открытых заданий для уроков: 1. У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…У эскимосов севера есть по- рядка двадцати названий снега — отдельные слова для утреннего и вечернего, летнего и зимнего снега; снега, который хрустит под ногами и снега у входа в юрту. Подумай, какое название (одно или два слова) можно было бы дать различным типам дождя. Какой из этих типов больше всего нужен и почему, жителям Москвы, Каира, Рио-Де-Жанейро, Совхоза "Светлый путь", Куала-Лумпура? 2. Представьте себе, что в автомобилях в качестве топлива вместо бензина использовалась бы обыкновенная вода. В каких странах этот вид транспорта получил бы свое развитие, а где бы, наоборот, никто не мог бы позволить себе такую роскошь?
Технология ТРИЗ
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь обучающемуся для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем.
Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения
Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»
Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя
Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее
На сегодняшний момент существует много развивающих технологий, достаточно литературы и при желании любой учитель имеет возможность развивать творческую деятельность. Главным условием является знание географии, любовь к детям и заинтересованность в их дальнейшей судьбе. Научите ученика быть успешным в школе и он обязательной будет успешным в жизни.
Литература
1. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. — М.: М.: Международная педагогическая академия. 1998. 266 с.
2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — М.: ВИТА-ПРЕСС. 2009.
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Ясеновская гимназия№2 им.Д.В.Лазутина»
Творческие задания по географии
как средство формирования личностных компетенций учащихся
Подготовила:
Рыбальченко С.Е., директор гимназии,
специалист высшей категории, учитель - методист
2019 г.