СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья тригонометрия с параметрами

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы к статье 

Просмотр содержимого документа
«Статья тригонометрия с параметрами»

Добрый день! Меня зовут Заключнова Ирина, я учитель математики многопрофильного лицея №11, я предлагаю обсудить ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕСТВА С ПАРАМЕТРОМ: СИСТЕМА РАЗНОУРОВНЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ


Математика является системообразующей дисциплиной в образовательном процессе школьника, формируя умения познавательной сферы человека. Важную роль в процессе познания играет исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. Огромную роль в этом играют уравнения и неравенства с параметрами.

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами могут встретиться в КИМах по математике профильного уровня ЕГЭ (задание №18 https://ege.sdamgia.ru/test?id=40612928&nt=True&pub=False). Самое важное их отличие тригонометрических уравнений им неравенств от алгебраических состоит в том, что последние имеют конечное число корней, а тригонометрические – бесконечное. Именно этот факт усложняет отбор корней и выбор значения параметра.

Проблема низкого уровня выполнения задания №18 является очевидной, поскольку в анализе выполнения заданий КИМов по математике профильного уровня по итогам ЕГЭ 2020 года, он равен 1,87%. В это же выполнение алгебраических задач с развернутым ответом варьируется в пределах от 2,13% до 36,95%. Трудности в решении задач с параметрами связаны не столько с их технической сложностью, сколько с отсутствием ясного понимания многоуровневости таких задач. Например, в обычном уравнении «с иксом» следует просто найти его корни, следуя алгоритму решения, и на этом уровне решение заканчивается. А в уравнении с параметром следует перейти на более высокий уровень: необходимо рассмотреть корни, то есть понять, как они изменяются при изменении данных задачи и, далее, определить какими должны быть эти числовые данные, чтобы корни уравнения в итоге удовлетворяли тому или иному условию. Поэтому, формирующаяся в школе привычка решить уравнение и на этом завершить выполнение задания, присутствие в подавляющем числе уравнений и неравенств только одной переменной, сразу же переводит задачи с параметром в ранг трудных.

Описание типологии задач по решению тригонометрических уравнений и неравенств с параметром; разработка разноуровневой системы упражнений по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром» в курсе математики старшей школы может улучшить сложившуюся ситуацию и усовершенствовать знания современных школьников.

Развитие тригонометрии шло по пути накопления и систематизации формул, уточнения основных тождеств, становления терминологии и обозначений. Важно отметить, что тригонометрические вычисления применяются практически во всех сферах жизнедеятельности людей.

До 1939 года для преподавания математики в школе было характерно научить школьника решать любые естественнонаучные задачи. Но к середине 60-х годов и до настоящего времени происходит разделение задач на стандартные и «нестандартные», к которым были отнесены задачи с параметрами. На основе анализа различных источников были введены определения параметра.

Определение 1. Параметром называется независимая переменная величина, входящая в условие задачи, или появляющаяся в процессе ее решения, «управляющая» решением задачи.

Определение 2. Задача, условие которой содержит или в ходе решения которой появляется хотя бы одна независимая переменная, удовлетворяющая определению понятия «параметр», называется задачей с параметрами. [1]

Перед вами результаты проведения логико-математического анализа, которые позволяют сделать вывод, что в учебном материале встречается понятие параметра, которое не вводится и не обозначается через определение. Но в тоже время решение задачи требует исследовательской деятельности и это приводит к обращению к теме параметр. Чтобы на практике найти выход из данной ситуации необходимо рассмотреть данную тему в контексте разноуровневой системы упражнений.

Таблица №1

Логико-математический анализ темы «Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром» в школьном курсе математики

Учебник

Формулировка определения, содержащего параметр

Вывод

Мордкович А.Г., Семенов П.В.

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

1: Дана единичная окружность, на ней отмечена начальная точка А – первый конец горизонтального диаметра. Поставим в соответствие каждому действительному числу t точку М окружности в зависимости от того t=0 или t0 или t

2: Решим уравнение cos t =a, где |a| 1, то уравнение cos t =a имеет решения:
t=

3: Решим уравнение sin t =a, где |a| 1, то уравнение sin t =a имеет решения:
t=

4: Решим уравнение tg t =a, то уравнение tg t =a имеет решения:
t=

5: Решим уравнение ctg t =a, то уравнение ctg t =a имеет решения:
t=

6: Во время введения новой переменной (параметра) в методе решения с помощью замены переменной.


В параграфах: числовая окружность, простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, методы решения тригонометрических уравнений – встречается понятие параметра, которое не вводится, не обозначается. Но в тоже время решение задачи требует исследовательской деятельности и это приводит к обращению к теме параметр.

Виленкин Н.Я.

Алгебра и математический анализ, 10 класс

1: Так как sin t является ординатой точки М(t) координатной окружности, то для решения уравнения sin t = m надо сначала найти на этой окружности точки, имеющие ординату m, т.е. точки пересечения этой окружности с прямой y=m. После отыскания этих точек остается найти множества чисел, которым они соответствуют, и объединить эти множества.
t=
2: Так как cos t является ординатой точки М(t) координатной окружности, то для решения уравнения cos t = m надо сначала найти на этой окружности точки, имеющие ординату m, т.е. точки пересечения этой окружности с прямой y=m. После отыскания этих точек остается найти множества чисел, которым они соответствуют, и объединить эти множетсва.
t=
3: Так как tg t является ординатой точки М(t) координатной окружности, то для решения уравнения tg t = m надо сначала найти на этой окружности точки, имеющие ординату m, т.е. точки пересечения этой окружности с прямой y=m. После отыскания этих точек остается найти множества чисел, которым они соответствуют, и объединить эти множетсва.
t= .

В параграфе тригонометрические уравнения и неравенства встречается понятие параметра, которое не вводится, не обозначается. Но в тоже время решение задачи требует исследовательской деятельности и это приводит к обращению к теме параметр.


В основу разноуровневой системы упражнений можно положить различные классификации уравнений и неравенств (например - по характеру требования, по функциональному назначению, по величине проблемности, по методам решения, по числу объектов в условии задачи и связей между ними, по компонентам учебной деятельности), различными способами распределить уравнения на уровни сложности. Но главное, чтобы данная система соответствовала принципам систем упражнений. Представляем принципы отбора и составления систем упражнений (автор принципов методист Г.И.Саранцев)

- принципа систематичности (первый вид упражнений обеспечивает понимание и запоминание, второй вид упражнений предполагает связывание вновь изученного материала с ранее изученным, третий вид упражнений упражнения на систематизацию материала, полученного при выполнении упражнений первого и второго видов);

- принципа последовательности (при составлении и подборе систем упражнений он проявляется в том, что упражнения располагаются в порядке возрастания сложности: от менее сложного к более сложному, от менее трудного к более трудному, от более известного к менее известному);

- принципа прочности (в наличии однотипных упражнений в одном блоке);

- контрпримеры ( контрпримером, исходя из дидактических соображений, называют любую задачу, которая помогает выявить, а значит, и устранить имеющиеся у учащихся ошибочные ассоциации);

-принципа сознательности (дать ребенку время для интериоризации учебного материала).

В математике, как ни в одной другой науке, важна систематизация полученных знаний по различным основаниям и критериям, а это может осуществляться и находить реализацию за счет применения в процессе обучения специальных задач, которые могут представлять собой разноуровневую систему упражнений.

За основу системы упражнений мы взяли три вида упражнений.

Первый вид – уровень упражнений должен обеспечить понимание и запоминание, узнавание и применение понятия, теоремы, правила в простейших случаях. Сюда мы отнесли самые простейшие уравнения и неравенства, которые не требуют применения особых методов решения - достаточно применить определение тригонометрической функции (Таблица 2). Затем мы вводим небольшое усложнение в виде дополнительного действия –необходимо еще выразить аргумент. Они будут являться основой для решения уравнений следующего уровня.

Таблица 2

Уравнения и неравенства первого вида


Вид
упражнения

Наполняемость системы разноуровневых упражнений

Первый вид

Тригонометрические уравнения

Тригонометрические неравенства

  1. Решить уравнение sin x = a – 1

  2. Решить уравнение

  3. Решить уравнение

  4. Решить уравнение

  5. Решить уравнение  =2а

  6. Решить уравнение

  7. Решить уравнение ctg = b – 2

  8. Решить уравнение  tg ax2 = 

  9. Решить уравнение = a

  10. Решить уравнение tg = a


  1. Решить неравенство sin ax b при 0b

  2. Решить неравенство ) , 0b

  3. Решить неравенство

  4. Решить неравенство 2tg ( ax - 4)

  5. Решить неравенство cos2 (x+1) a, 0a

  6. Решить неравенство ctg

  7. Решить неравенство , 0a

  8. Решить неравенство , 0b

  9. Решить неравенство


Второй вид – уровень упражнений предполагает связывание вновь изученного материала с ранее изученным (Таблица 3). На данном этапе будет целесообразно разделение всех задач на методы их решения.

Таблица 3

Уравнения и неравенства второго вида


Второй вид

Метод

Тригонометрические уравнения

Тригонометрические неравенства

Преобразований

  1. Решить уравнение cоs4х+ sin4х = а

  2. Решить уравнение sin х – 3cosx =2а –1

  3. Решить уравнение 2sin22x – (b+2a+2)sin2x + +b(a+1)=0

  4. Решить уравнение sin2x + sin2a + sin2 + +2cos cos cosx=2


  1. Решите неравенство sin 3x -2asin2 где a0


Введения дополнительной переменной

  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых уравнение

 cos4 x – (а + 2)cos2x – (а + 3) = 0 имеет решение

  1. Найдите все значения параметра р, при которых уравнение

6sin3x = p – 10cos2x не имеет корней

  1. Решите уравнение

(а-1)sin2 x – 2(a+1)sin x +2a – 1=0

  1. Решите уравнение a cosx +


  1. Найдите все значения параметра a, при которых для любого действительного x выполнено неравенство +


С использованием графика

  1. Найдите значение параметра а, при каждом из которых уравнение имеет ровно восемь различных решений

  2. При каких значениях параметра а графики функций
    y = sin2 x + acos x и y = 3a – 2a2 не имеют общих точек?


  1. Решить неравенство , -1m


С использованием свойств функции

  1. Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет единственный корень

  2. Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет ровно два решения.

  3. Решите уравнение cos2(x+a) + cos2(x-a)=sin2a

  4. Решите уравнение msin(x+150)=nsin(x-750)

  1. Найдите все значения параметра а, при которых для любого действительного значения х выполнено неравенство

2а – 4 + а(3 – sin2 x)2 + cos2x



Третий вид – уровень упражнений должны учить систематизировать знания по различным критериям установление взаимосвязей между теоремами, выделение свойств и признаков понятия, на группировку задач, теорем по методам их решения, доказательства. В данном блоке будут присутствовать различные уравнения и неравенства высокого уровня, которые взяты из КИМов ЕГЭ, олимпиад. Все упражнения никак не подразделены на группы по методам решения, как это было в первом и втором виде, для того, чтобы каждый ребенок перед решением задачи самостоятельно смог отнести к конкретному методу и применить его.

Таблица 4

Уравнения и неравенства третьего вида


Третий вид

Тригонометрические уравнения

Тригонометрические неравенства

  1. Решите уравнение 2cos 2x-4a cos x + a2+2=0 и найти при каких значениях а уравнение решения не имеет

  2. Определить количество корней уравнения cos x ctg xsin x = a cos 2x на отрезке х [0:2 ]

  3. Найти наибольшее целое значение параметра а, при котором уравнение cos 2x + a sin x = 2a – 7 имеет решение

  4. Найдите все значения параметра k, при каждом из которых уравнение  = 2k имеет хотя бы одно решений на интервале (0; )

  5. Найдите все значения k, при каждом из которых уранвение = 2 имеет хотя бы одно решение на отрезке

  6. Найдите значения параметра a, при которых уравнение cos2x – a2 cos xt ( a2 – a + ) ( a - ) = 0 имеет ровно одно решение на промежутке (- ]

  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых множество решений неравенства содержит отрезок




  1. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых множество решений неравенства содержит отрезок



Целостная система разноуровневых упражнений, которая была подобрана и представлена в ходе данной работы, делает возможным не только формирование учебных навыков, но и позволяет развивать системное мышление учащихся. Выполнение обучения с основой на данную систему упражнений представляет возможность для учеников применять полученные знания, идеи и методы на практике.

Представленная содержательно-методическая линия задач с параметрами в школьном курсе математики соответствует государственным требованиям к подготовке учащихся, но оставшиеся пробелы и восприятие педагогами задач с параметрами, как задач высокого уровня сложности дает шанс учителям строить на ее базе различные элективные курсы. Они в совместной работе органично и идеально представляют единое целое и используют основные идеи и методы в приложениях к тем или иным предметам: физике, экономике и др.








Литература


  1. Арнольд И. В. Принципы отбора и составления арифметических задач. — М.: МЦНМО, 2008. — 45 с.

  2. Гурова Л.Л. Психологический анализ задач. – Воронеж, 1976

  3. Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. М.: Экзамен, 2009. 286 с.

  4. Моденов, П.С. Математика. Пособие для поступающих в ВУЗы. [Текст] / П.С. Моденов, СИ. Новоселовым.: МГУ, 1966.-431 с 79

  5. Ястребинецкий, Г.А. Уравнение и неравенства, содержащие параметры. [Текст] / Просвещение, 1986.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!