Технология критического мышления на уроке химии
Антюшин Александр Иванович
Заслуженный учитель Кубани,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Современная школа хочет видеть выпускника активным, творческим, умеющим адаптироваться к разным жизненным условиям и, конечно, обладающим знаниями, умеющим их применять. Развитие критического мышления позволяет сформировать именно такую самостоятельную личность.
О педагогических технологиях заговорили еще в XVII веке. В то время чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский представил «дидактическую машину», которая и по сей день составляет ядро любой технологии:
Цель — Средства — Правила их использования — Результат.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) — одна из новых образовательных технологий, отвечающая требованиям и задачам закона «Об образовании» и ФГОС. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом и позже адаптирована под российские реалии. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности и ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.
Некоторые пытаются приравнять критическое мышление и творческое, однако первое предполагает наложение на личный опыт, а второе не предусматривает оценочности.
Специфика ТРКМ:
Учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Фазы технологии инструментарно обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени.
Стратегии технологии позволяют проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Рефлексия как важный элемент ТРКМ
Технология критического мышления является рефлексивной. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на них и на результаты образовательного процесса. Рефлексия же бывает трех типов:
Элементарная. Заключается в рассмотрении индивидом собственных знаний и поступков.
Научная. Направлена на критическое исследование научного знания.
Философская. Подразумевает размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.
Технология урока химии
Урок, построенный на принципах развития критического мышления, состоит из трех фаз: вызов, реализация замысла, рефлексия. На каждом этапе ученик работает с точки зрения собственного опыта, ставит свои вопросы. Изначально он проходит через целеполагание, после встраивает новые знания в систему. На завершающем этапе на первый план выходит коммуникация, поскольку рефлексия происходит в общении.
В ТРКМ есть много интересных приемов и методов. Приведем некоторые из них в соответствии с этапами урока.
Вызов.
Активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения.
Составление списка «Известная информация».
Рассказ-предположение по ключевым словам.
Систематизация материала (графическая: кластеры, таблицы).
Верные и неверные утверждения.
Перепутанные логические цепочки.
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
Реализация замысла.
Получение новой информации, поддержка интереса к теме, корректировка учеником поставленных целей обучения.
Маркировка с использованием значков: «+», «-», «?» (по мере чтения материала их ставят на полях справа).
Ведение записей в виде двойных дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц.
Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.
«Ромашка Блума»
Рефлексия.
Осмысление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения, планирование на перспективу.
Заполнение кластеров и таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследование по отдельным вопросам темы.
Примеры заданий Вопросы «Верите ли вы, что...»
Аргентина названа в честь серебра?
Платину назвали «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко».
Первый исторически известный паспорт был бронзовым?
Эйфелева башня («железная мадам», как ее часто называют в Париже) летом на 15 см выше, чем зимой?
Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации?
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие»:
Где в периодической таблице расположены неметаллы?
Как вы думаете, важны ли соединения класса оксиды для нашей жизнедеятельности?
Назовите состав спиртов.
«Толстые»:
Чем можно объяснить различие в химической активности неметаллов?
Может ли знание физических и химических свойств ряда оксидов спасти вам жизнь в экстремальной ситуации?
Можно ли считать воду первым представителем гомологического ряда спиртов?
Творческие вопросы по теме «Вода»
Какие свойства воды изменились бы, если молекула имела не угловую, а линейную форму?
Какие свойства воды способствовали появлению жизни на Земле?
Предложите способ хотя бы немного уменьшить бытовой расход воды без особого ущерба для комфорта.
Разоблачите один из мифов о воде с научной точки зрения.
Синквейн как способ творческой рефлексии
Напишите «стихотворение», написанное по определенным правилам:
Первая строка — одно существительное, название.
Вторая строка — два прилагательных, описание темы.
Третья строка — три глагола, действие.
Четвертая строка — четыре слова, отношение автора к теме, чувства.
Пятая строка — одно существительное, которое выражает суть (синоним первой строки).
Пример:
Полимеры
Легкие, прозрачные
Горя, разлагаются, плавятся
Широко используются в наше время
Макромолекулы
Эти и другие задания помогают реализовать на уроке технологию критического мышления, закрепить материал в процессе творческой деятельности, систематизировать знания и достичь намеченных образовательных результатов.