СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Технология критического мышления на уроке химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Элементарная. Заключается в рассмотрении индивидом собственных знаний и поступков.
  • Научная. Направлена на критическое исследование научного знания.
  • Философская. Подразумевает размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология критического мышления на уроке химии"»

Технология критического мышления на уроке химии


Антюшин Александр Иванович

Заслуженный учитель Кубани,

преподаватель высшей категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


Современная школа хочет видеть выпускника активным, творческим, умеющим адаптироваться к разным жизненным условиям и, конечно, обладающим знаниями, умеющим их применять. Развитие критического мышления позволяет сформировать именно такую самостоятельную личность.

О педагогических технологиях заговорили еще в XVII веке. В то время чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский представил «дидактическую машину», которая и по сей день составляет ядро любой технологии:

Цель — Средства — Правила их использования — Результат.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) — одна из новых образовательных технологий, отвечающая требованиям и задачам закона «Об образовании» и ФГОС. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом и позже адаптирована под российские реалии. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности и ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Некоторые пытаются приравнять критическое мышление и творческое, однако первое предполагает наложение на личный опыт, а второе не предусматривает оценочности.

Специфика ТРКМ:

  • Учебный процесс строится на научно обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

  • Фазы технологии инструментарно обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в каждый момент времени.

  • Стратегии технологии позволяют проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Рефлексия как важный элемент ТРКМ

Технология критического мышления является рефлексивной. Она формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, позволяет влиять на них и на результаты образовательного процесса. Рефлексия же бывает трех типов:

  • Элементарная. Заключается в рассмотрении индивидом собственных знаний и поступков.

  • Научная. Направлена на критическое исследование научного знания.

  • Философская. Подразумевает размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования.

Технология урока химии

Урок, построенный на принципах развития критического мышления, состоит из трех фаз: вызов, реализация замысла, рефлексия. На каждом этапе ученик работает с точки зрения собственного опыта, ставит свои вопросы. Изначально он проходит через целеполагание, после встраивает новые знания в систему. На завершающем этапе на первый план выходит коммуникация, поскольку рефлексия происходит в общении.

В ТРКМ есть много интересных приемов и методов. Приведем некоторые из них в соответствии с этапами урока.

Вызов.

Активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения.

  • Составление списка «Известная информация».

  • Рассказ-предположение по ключевым словам.

  • Систематизация материала (графическая: кластеры, таблицы).

  • Верные и неверные утверждения.

  • Перепутанные логические цепочки.

  • «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Реализация замысла.

Получение новой информации, поддержка интереса к теме, корректировка учеником поставленных целей обучения.

  • Маркировка с использованием значков: «+», «-», «?» (по мере чтения материала их ставят на полях справа).

  • Ведение записей в виде двойных дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц.

  • Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.

  • «Ромашка Блума»

Рефлексия.

Осмысление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения, планирование на перспективу.

  • Заполнение кластеров и таблиц.

  • Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

  • Ответы на поставленные вопросы.

  • Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных дискуссий.

  • Написание творческих работ.

  • Исследование по отдельным вопросам темы.

Примеры заданий Вопросы «Верите ли вы, что...»

  • Аргентина названа в честь серебра?

  • Платину назвали «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко».

  • Первый исторически известный паспорт был бронзовым?

  • Эйфелева башня («железная мадам», как ее часто называют в Париже) летом на 15 см выше, чем зимой?

  • Д.И. Менделеев отверг теорию электролитической диссоциации?

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие»:

  • Где в периодической таблице расположены неметаллы?

  • Как вы думаете, важны ли соединения класса оксиды для нашей жизнедеятельности?

  • Назовите состав спиртов.

«Толстые»:

  • Чем можно объяснить различие в химической активности неметаллов?

  • Может ли знание физических и химических свойств ряда оксидов спасти вам жизнь в экстремальной ситуации?

  • Можно ли считать воду первым представителем гомологического ряда спиртов?

Творческие вопросы по теме «Вода»

  • Какие свойства воды изменились бы, если молекула имела не угловую, а линейную форму?

  • Какие свойства воды способствовали появлению жизни на Земле?

  • Предложите способ хотя бы немного уменьшить бытовой расход воды без особого ущерба для комфорта.

  • Разоблачите один из мифов о воде с научной точки зрения.

Синквейн как способ творческой рефлексии

Напишите «стихотворение», написанное по определенным правилам:

  • Первая строка — одно существительное, название.

  • Вторая строка — два прилагательных, описание темы.

  • Третья строка — три глагола, действие.

  • Четвертая строка — четыре слова, отношение автора к теме, чувства.

  • Пятая строка — одно существительное, которое выражает суть (синоним первой строки).

Пример:

Полимеры

Легкие, прозрачные

Горя, разлагаются, плавятся

Широко используются в наше время

Макромолекулы

Эти и другие задания помогают реализовать на уроке технологию критического мышления, закрепить материал в процессе творческой деятельности, систематизировать знания и достичь намеченных образовательных результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!