СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Технология кейс-стади как метод научно-педагогического исследования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются особенности кейс-стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях. Основные этапы кейс-стади представлены как в общем, так и на примере самих ситуационных задач. Ключевые слова: кейс-стади, практические кейсы, обучающие кейсы, научноисследовательские кейсы, типовые кейсы.

Просмотр содержимого документа
«Статья Технология кейс-стади как метод научно-педагогического исследования»

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ КАК МЕТОД НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Смирнова( Кузьмина) Д.Н., НГПУ им. К. Минина, студентка г. Нижний Новгород

Научный руководитель: д.п.н., проф. Камерилова Г.С. Аннотация.

Рассматриваются особенности кейс-стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях. Основные этапы кейс-стади представлены как в общем, так и на примере самих ситуационных задач. Ключевые слова: кейс-стади, практические кейсы, обучающие кейсы, научноисследовательские кейсы, типовые кейсы. Изменения в общественном развитии, связанные с ускорением научно – технического прогресса, возникновением «информационного общества» предъявляют новые требования к образованию сегодняшнего дня. В современных условиях всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.Ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развивать навыки и умения, позволяющие эффективно справляться с проблемами безопасности жизнедеятельности и трудными случаями, возникающими в реальной деятельности. Речь идет о методе ситуационного анализа, применяемого для получения навыков в поиске решений и основывающийся на реальных ситуациях (М.Буравой, И.М.Козина О.Г.Смолянинова, Л.В. Рейнгольд, З.Ю.Юлдашев)[4,7,9,10]. В работах исследователей отмечается, что кейс-стади представляет собой интерактивную технологию на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленную не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений. Кейсметод выступает как образ мышления, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий[3,5]. Дает возможность сформировать такие важные личностные качества обучающихся, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию. Таким образом, в психолого-педагогической науке кейс-стади рассматривается как комплексный инструмент обучения действием. Необходимо заметить, что в научной литературе различают два подхода к понятию кейс технологии. Первый подход (кейс – от англ. case – «портфель») означает понимание данной технологии как вида дистанционного обучения, при котором обучающиеся обеспечиваются учебно-методическими пособиями по всем изучаемым дисциплинам. В «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио- и видеокассеты, обычные книги, а также тесты по каждому разделу изучаемого предмета. Второй подход: кейс – это метод интерактивного обучения на основе реальных ситуаций, которое предусматривает создание «фокус группы», проектные технологии, тренинги. При этом кейс анализируется как событие, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию, «сподвигнуть» учеников к обсуждению ситуации и принятию решения. Анализ подходов к исследованию технологии кейс-стади позволяет выделить его следующие преимущества: 1) демонстрация положений академической теории с точки зрения реальных событий; 2) мотивация обучающихся в изучении конкретного предмета в контексте других предметов и явлений; 3) активизация учебной деятельности; 4) развитие аналитические, практических, творческих умений; коммуникативных, социальных, рефлексивных навыков. В научно-педагогической литературе обосновываются различные классификации кейсов. Так, по степени воздействия их основных источников выделяют: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно- исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отобразить «действующие» или «типовые» модели наиболее часто встречающихся в жизни ситуаций. Основной задачей обучающих кейсов является решение учебно-воспитательных проблем, поэтому сюжет здесь условный. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей, поэтому позволяют увидеть общие и типичные проявления посредством применения аналогии. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности, и их основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Обучающая функция научно-исследовательского кейса состоит в освоении методов научного исследования. Все виды кейсов могут быть успешно использованы в курсе безопасности жизнедеятельности, поскольку его содержание отличается высокой интегративностью и многоплановостью [1,2]. В научно-педагогических исследованиях и практической деятельности по изучению безопасности жизнедеятельности создаются благоприятные возможности для применения кейс-метода (Л.А.Михайлов, И.К.Топоров, Г.С.Камерилова, М.А.Картавых). Л.А.Михайлов предлагает основные типы ситуаций в содержании курса безопасности жизнедеятельности: стандартные, критические, экстремальные[8]. В работах Г.С. Камериловой и М.А. Картавых обосновываются ситуации по характеру происхождения: природные, техногенные, социальные, а также этапность их решения [6]. Широко применяются кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом. Большое распространение получили видеоклипы из учебных и даже художественных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «inbasket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы. Иллюстративные кейсы отличаются краткостью и удобны для тестов, мини – и блицконтрольных. Хорошо оформленные кейсы включают таблицы, диаграммы, фотографии, рисунки. С помощью звукозаписей, фильмов и видео- записей изучение ситуации может быть оформлено таким образом, что ее описание приобретает характер прямой передачи с места событий, так как лица, участвующие в процессе принятия решения, показываются в фильме или в видео- записи – это так называемые видеокейсы. Опыт проведения занятий с использованием метода ситуационного анализа показывает, что тема усваивается достаточно быстро и прочно. Пример решения реальной жизненной задачи обеспечивает стойкий интерес к поднимаемому вопросу, формирует правильные умения, обеспечивает подготовку выпускника, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения с точки зрения безопасного поведения. Метод «кейс – стади» с высокой эффективностью решает задачу практической направленности образования в области безопасности жизнедеятельности. Нами разработана методика анализа конкретных ситуация(АКС) по различным темам курса ОБЖ. Приведем пример обсуждения кейса по теме: «Радиационные аварии». Цель: знать сущность и основные поражающие факторы радиационных аварий, мероприятия по защите населения от их последствий ,уметь применять правила безопасного поведения. Кейс: Случай 1. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошѐл взрыв реактора с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду. Ночью поступил сигнал о возгорании. К станции выехали пожарные караулы. К 6 часам утра пожар был затушен. Во время взрыва погибли 2человека. Впоследствии у 134 человек развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли. Случай 2. 11 марта 2011 года в Японии землетрясение и цунами вывели из строя 3 энергоблока на АЭС Фукусима-1, что привело к взрывам и утечкам радиоактивных веществ в окружающую среду. Источники информации: Статистика МАГАТЭ. 2. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 №1234-р. 3. Расследование причин аварии на Чернобыльской АЭС. Алгоритм урока с использованием кейс-метода:1) Ознакомительный этап; 2) введение в конкретную проблему аварий с выбросами опасных радиоактивных опасных веществ; 3) постановка проблемной задачи, глоссарий; 4) групповая работа над ситуацией: краткое изложение членами групп прочитанных материалов; выявление проблемных моментов, дискуссия; определение докладчиков на итоговое обсуждение; 5) заключительная презентация результатов аналитической работы, оценивание. При подготовке к уроку с кейс-технологией в курсе ОБЖ важно помнить, что кейсовая технология обучения – это обучение действием. Кейс технологии предоставляют большие возможности для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что важно в условиях возрастания объемов информационных потоков, освещения событий с различных точек зрения. Использование кейсов в обучении безопасности жизнедеятельности дает обучающимся следующие возможности: видеть проблемы и угрозы природного, техногенного, социального, экологического характера, понимать и использовать теоретические концепции, анализировать ситуации, оценивать альтернативы возможных решений, выбирать оптимальный вариант решения, составлять план его осуществления, развивать мотивацию, и коммуникативность. Усвоение знаний и формирование умений происходит в основном в результате самостоятельной активности школьников, что развивает их творческое воображение и формирует культуру безопасного поведения.

Список литературы:

1. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности / Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 256 с.

2. Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

3. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т.В. Педагогические условия организации кейстехнологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. - № 5.

4. Буравой М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж. – 1997. – № 10–11.

5. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С.. Кейс-стади: «Изучение случая»-технология инактивированного познания // Вестник Мининского университета, 2016. №2 .http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2016&issue=2.

6. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016,86с.

7. Козина И. М.Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. – 1997. – № 10–11. – С. 177– 189.

8. Михайлов, Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие / Л.А. Михайлов.- М.: Академия, 2009.-288с.

9. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy // Инновации в российском образовании: сб. – М.: ВПО, 2000. 10. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE – технологий // Компьютерра. – 2000. – № 13–15.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!