СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление взглядов Маркса на сущность человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маркс начал рассматривать данную проблему в своей докторской диссертации, в статьях в Рейнской газеты и в рукописи «К критике гегелевской философии права». Анализируя «Философию права» Гегеля, Маркс характеризует гегелевского человека как абстрактного и заключает, что все его рассуждения заканчиваются признанием эмпирического мира, в котором нуждается логическая субстанциональность. В процессе критики Гегеля, Маркс приходит к выводу, что рождение дает человеку лишь индивидуальное бытие, то есть жизнь как природному индивиду, все остальные характеристики приобретаются в процессе социализации (См. 2, стр. 98). Только в обществе, в связи с другими индивидами можно познать человека.    

Просмотр содержимого документа
«Становление взглядов Маркса на сущность человека»

[Введите текст] [Введите текст] И.Н. Омаров

Становление взглядов Маркса на сущность человека

История демонстрирует нам, что человек задавался вопросом «кто я», «какого мое место в этом мире»?

Маркс начал рассматривать данную проблему в своей докторской диссертации, в статьях в Рейнской газеты и в рукописи «К критике гегелевской философии права». Анализируя «Философию права» Гегеля, Маркс характеризует гегелевского человека как абстрактного и заключает, что все его рассуждения заканчиваются признанием эмпирического мира, в котором нуждается логическая субстанциональность. В процессе критики Гегеля, Маркс приходит к выводу, что рождение дает человеку лишь индивидуальное бытие, то есть жизнь как природному индивиду, все остальные характеристики приобретаются в процессе социализации (См. 2, стр. 98). Только в обществе, в связи с другими индивидами можно познать человека.

Дальнейшее становление учения о человеке характеризуется работой «Экономическо–философские рукописи 1844 года», здесь Маркс говорит о сущности человека, как о единстве природного и общественного. Отношение человека к остальной природе есть самая глубокая его сущность. Труд существует благодаря наличию природы, из которой и с помощью которой рабочий производит свои продукты. Помимо прочего природа является условием физического существования самого рабочего. Природа существует для человека благодаря труду. Труд есть способ жизнедеятельности человека. Благодаря ему он сам себя выделяет из природы. Человек развивается, образовывается лишь благодаря тому, что предметы природы он приспосабливает к своим потребностям. Физически человек живет только предметами продуктами природы, превращая их в форму пищи, одежды, жилища и т.д. Природа для человека, таким образом, есть неорганическое тело самого человека, с которым он должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы продолжать существовать. Эта единение физической и духовной жизни человека с природой, означает, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы. Неразрывная связь человека с природой и есть родовая жизнь человека. Она заключается в производстве, в переработке предметного мира, в которой человек утверждает себя как родовое существо. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью.

Человеческая сущность природы существует для общественного человека. Только в обществе природа становится тем звеном, которое связывает человека с человеком. Тогда бытие другого человека воспринимается человеком как его собственное бытие, а его бытие становится бытием для другого. Природа как жизненный элемент человеческой действительности воспринимается только общественным человеком. В обществе человеческое природное бытие является для человека его человеческим бытием, и природа становится для него человеком. Все природное, духовное и социальное различие индивидуальной деятельности обнаруживается в труде

В «Немецкой идеологии» мы находим первое развернутое и
систематическое изложение материалистического понимания истории. Общество и история рассматриваются здесь в процессе их самопорождения и саморазвития. Формы человеческой жизни предстают как результат деятельности и одновременно как предпосылка дальнейшего развития. Авторы «Немецкой идеологии» прослеживают формирование и развитие общественно-исторической целостности как органической системы. Каким же образом достигается понимание общества как органической системы?

Изложение своей концепции Маркс и Энгельс начинают с констатации предпосылки, в качестве которой выступают определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью». Это означает, что люди рассматриваются не только как «чувственные предметы» и тем более не в качестве единичных «самосознаний», а в контексте их собственной производственной деятельности. В таком случае предметом анализа с самого начала выступают люди как субъекты труда, производственной деятельности. Анализ этой деятельности выявляет ее отдельные моменты, существующие с самого начала истории: производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей; порождение новых потребностей; производство других людей, т. е. отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Наконец, производство собственной жизни и чужой всегда связано с определенным способом совместной деятельности, с определенным общественным состоянием. Если бы человек проявлял свою сущность свободно, без всякого принуждения, то труд был бы проявлением индивидуального своеобразия человека, деятельностью, в которой индивид себя утверждает, чувствует себя счастливым. Человек в процессе труда, по мысли Маркса, наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни. В созерцании же от произведенного предмета человек испытывал бы индивидуальную радость от сознания того, что его личность выступает как предметная, чувственно созерцаемая. Тогда производитель испытывал бы радость от того, что удовлетворил потребность другого, радость от того, что в результате труда другой человек видит проявление человеческой личности. Восприятие же творца продукта было иным, а именно, он воспринимался бы как посредник между родом и другим индивидом. В процессе труда человек утверждал бы и осуществлял бы свою истинную сущность, свою человеческую и общественную сущность. Труд был бы истинной, деятельной собственностью.

Маркс связывает генезис отчуждения с отчужденным трудом в условиях частной собственности на средства производства. Категорию отчуждения рассматривал Фейербах. Фейербаховская критика религиозной спекулятивности основывалось на том, что религия ведет к искажению отношения между подлежащим и именной частью сказуемого (См. 9, стр. 21). Т.е. получается, что не человек создает Бога, а Бог человека, таковы перевернутые отношения. Маркс распространяет последствия отчуждения на политическую философию (уже на этапе «Критики гегелевской философии права») (См. 9, стр. 21).

Ценный вклад, сделанный в «Рукописях 1844 года» заключается в том, что понятие труда связывается с материальными условиями, в которых осуществляется производство, а, следовательно, и общественные отношения. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что понятие «отчужденный труд» необходимо для обозначения формы труда, а также влияния этой формы на родовую сущность. Значение же категории отчужденный труд заключается в том, что Маркс сумел дать первую критику классической политэкономии и капиталистического строя. Это отчуждение имеет своим источником самоотчуждение. Самоотчуждение заключается не только в том, что труд рабочего становится предметом, приобретает внешнее значение, но и в том, что его труд существует вне человека, независимо от него, как чуждая противостоящая ему самостоятельная сила (См. 11, стр. 73). В общем, Маркс считает, что непосредственно чувственная частная собственность является материальным, чувственным выражением отчужденной человеческой жизни. Из выше отмеченного понятно, что положительное упразднение частой собственности есть условие возвращения человека к своему истинно человеческому, т.е. общественному бытию.

Исходя из рассмотрения поставленных вопросов можно сделать следующие выводы. Вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом. Универсальность человека проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы. Общество есть продукт взаимодействия людей.

Категорией отчуждения в процессе труда К. Маркс в «Рукописях 1844 года» – характеризует внешнее отношение рабочего к своему труду, который воспринимается рабочим как вынужденная деятельность, в процессе которой рабочий изнуряет себя, свою физическую и духовную жизнь, а также чувствует себя несчастным. За отчуждением рабочего в процессе труда следует отчуждение в продукте труда. Продукт труда выступает как сила, не зависящая от производителя. Отчуждение труда порождает отношение других людей к производству и результату производства рабочего, его отношение к другим.

Генезис отчужденного труда необходимо искать не в сознании или природе рабочего, а в неразвитости производительных сил, а также в типе производственных отношений. Отчуждение существовало не всегда, поэтому ее снятие, упразднение, есть условие освобождения человека от кабалы частнособственнических отношений.

Базисом религиозного, политического и других форм отчуждения является экономическое отчуждение – отчужденный труд.

Причинами разнообразия в интерпретации содержания взглядов Маркса на сущность человека является неадекватное восприятие содержания работ Маркса в условиях идеологического господства марксизма – ленинизма.

Для правильного понимания Маркса необходимо заново поставить вопрос о философском, политическом и онтологическом содержании наследия К. Маркса. Необходимо понять теоретические и политические аспекты исторических провалов, а также реполитизировать наследие Маркса. Реполитизация должна осуществляться через деполитизацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!