СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Создание и использование дидактического материала к урокам литературы в 10-11 классах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Создание и использование дидактического материала к урокам литературы в 10-11 классах"»

Статья

«Создание и использование дидактического материала к урокам литературы в 10-11 классах

Школьное образование призвано обеспечить каждому учащемуся достижение результатов, максимально возможных для его уровня развития. Но, мы знаем, что в школу приходят ученики с разными способностями и возможностями, с разным уровнем интеллектуального и культурного развития, и чтобы ученик был успешен в процессе обучения, педагогу следует организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей. В этом заключается главная цель дифференцированного обучения. А главная задача педагога – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ученику поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Решение этой проблемы требует более продуманного подхода к обучению и воспитанию, активизации познавательной деятельности учащихся, придания занятиям большей практической направленности, а это, в свою очередь, вызывает необходимость в создании таких материалов, с помощью которых можно было бы эти задачи осуществить. Дидактические материалы призваны расширить объем литературных знаний учащихся, помочь в организации их самостоятельной работы по осмыслению художественных произведений, развить навыки и умения литературного анализа, способствовать дифференциации и индивидуализации обучения литературе в зависимости от подготовки учащихся, помочь в работе с художественным произведением, учебником, критической статьей.

Я составляю дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках, консультациях и т. д. Материалы включают в себя карточки, содержащие задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и вне урока («карточки-задания») и карточки, несущие дополнительную историко-литературную и историко-культурную информацию, призванную облегчить понимание и анализ изучаемых художественных произведений (условно называю их «карточки-информаторы»). Особенно полезны эти материалы в 10-11 классах при изучении литературных произведений большого объема (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон» и др.); они помогают систематизировать и структурировать литературный материал.

Задания составлены с учетом контингента учащихся общеобразовательных учреждений, различной степени подготовленности.

Вопросы каждой карточки расположены в основном по принципу возрастающей трудности. Как правило, в карточке три вопроса: первый требует распознавания и отбора материала, выявления существенного в нем, что способствует формированию предпосылок для последующих оценочных суждений. Затем идут вопросы и задания, включающие элементы анализа; работа над ними поможет учащимся овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как анализ, обобщение и синтез. Последние вопросы предполагают, кроме знания текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы. Среди вопросов под номером «3» есть и вопросы повышенной трудности; они предусматривают сопоставление литературных явлений, обобщение большого объема литературного материала. Эти задания развивают способность переноса знаний, умений и навыков в область новых историко- и теоретико- литературных явлений. Учащимся лучше начинать самостоятельную работу с первых, наиболее легких вопросов-заданий, а затем обращаться к более сложным.

Карточки-информаторы содержат отрывки из критических статей, из писем и дневников писателей, из воспоминаний современников и т. д. Содержание этих карточек поможет более полно представить эпоху, творческий путь писателя, историю создания произведения, точнее понять его смысл, его художественную структуру. Карточки-информаторы являются органическим дополнением карточек-заданий и включаются в систему работы с текстом, анализ художественного произведения. Их функция – восполнение недостающих элементов знаний, оказание помощи ученикам при работе по карточкам-заданиям.

Для работы по карточкам учащиеся могут быть распределены на группы разной степени подготовленности. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как уровень имеющихся знаний, интерес к обучению, к литературе как учебному предмету, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы. Эти признаки выявляются путем проведения тестов, контрольных и творческих работ, анкетирования и т. д. Группы динамичны, их состав определяется характером учебных задач и изменяется на основе анализа контрольных работ, опроса, зачетов, сочинений, наблюдений учителя. Наличие в классе разных по уровню подготовленности учащихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания.

Разнообразной может быть индивидуальная или индивидуально-групповая работа учащихся по карточкам. Класс делится на группы, объединяющие различных по подготовленности учащихся. Группа работает по одной карточке, анализирует один и тот же отрывок текста. Слабый ученик отвечает за выполнение первого, наиболее легкого задания, средний – за выполнение второго, сильный – за выполнение третьего. Тем не менее все три ученика вместе выполняют все три задания. Таким образом внутри группы осуществляется товарищеская взаимопомощь и взаимообучение. Другая группа учащихся, разнородная по составу, в то же время выполняет аналогичную работу по анализу другого текста, другого материала, - и т. д. Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда учащиеся отчитываются о проделанной работе.

Иной вариант работы – деление учеников на три группы, каждая из которых включает только сильных, средних или слабых по успеваемости учащихся. В этом случае слабые ученики работают над выполнением только тех заданий, которые обозначены цифрой 1; средние – тех, которые обозначены цифрами 1 и 2, сильные – всех заданий, включенных в карточку. Опыт, наблюдения и творческая фантазия, конечно, подскажут учителю другие способы дифференциации заданий. Например, отдельные задания могут быть рассчитаны только на сильных учеников, без привлечения к ним слабых, - это задания повышенной для данного класса трудности. Но такие случаи все-таки должны быть исключением, а не правилом.

Индивидуально-групповая работа должна заканчиваться проверкой и корректировкой полученных учащимися знаний, умений и навыков. Уместны при этом контрольные работы, тесты, опросы, зачеты и т. д.

Осуществляя развивающее обучение, педагог постепенно повышает трудность заданий для средних и слабых учащихся. Проведение и анализ контрольных и творческих работ позволяет установить уровень овладения литературными знаниями и навыками, достигнутыми к данному моменту каждым учащимся.

Не все карточки содержат непременно по три задания – есть и с двумя заданиями, и только с одним. В таких случаях задания либо выполняет весь класс, либо они предлагаются группе или отдельным учащимся по выбору преподавателя. В любом случае надо исходить из целесообразности дифференциации заданий по сложности в зависимости от сложности самого текста, понимания разных его пластов. Если необходимости в разных по сложности ступенях заданий не возникает, то эти «ступени» искусственно не создаются.

Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.



Карточки

к урокам литературы по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Карточка №1 (часть 1, гл. I - II)

1. Выявите детали внешнего облика, материального, социального положения Раскольникова. Отберите детали текста, дающие представление об обстоятельствах его жизни.

2. Выберите из текста описания душевного состояния Раскольникова. Каково оно? Как это передает Достоевский? Соотнесите (сравните) внешний облик героя с его внутренним миром и с обстоятельствами его жизни. Докажите их несоответствие.

3. Проанализировав портрет, обстоятельства жизни героя, подготовьте рассказ о нем по тексту глав I и II.

Карточка №2 (ч. 1, гл. I, IV)

1. Что Достоевский рассказывает о жилище Раскольникова? Мармеладовых? Сони? О петербургской улице?

2. Как чувствует себя человек на улице, дома, среди людей?

3. В чем значение описания улиц и человеческого жилья в романе «Преступление и наказание»? (См. карточку-информатор №1)

Подготовьте рассказ на тему «Петербург в изображении Достоевского».

Карточка №3

1. С какой целью и куда идет Раскольников? Как относится к своему «предприятию»?

2. Какова роль фамилии героя в раскрытии его психологии? (См. карточку-информатор №2)

3. Проследите «диалектику мысли» Раскольникова (неожиданные ее повороты, переходы от одной мысли к другой, недодуманность, раздвоенность); раскройте его настроение, состояние через анализ внутренних монологов. (См. карточку-информатор №5)

Карточка-информатор №1

«…Первая фраза – это своего рода зерно романа, заключающее в себе многие зачатки его смысла, который затем будет разрастаться и обогащаться в каждой последующей фразе. И только улавливая шаг за шагом это органическое разрастание, можно постигнуть художественный смысл романа…

«Чрезвычайно жаркое время» - это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе (не все ли равно, летом или зимой совершается преступление?). Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления…

И каморка, похожая – как будет сказано позднее – на шкаф и на гроб, тоже пройдет через роман как необходимое обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа. И даже «деловое» обозначение «нанимал жильцов» очень важно, ибо оно предстает не просто как точная информация, но как символ крайней неустроенности, неукорененности героя: у него не только своего дома нет, но он даже нанимал каморку у тех, кто сам не имеет своего дома и в свою очередь нанимает квартиру…»

(В. Кожинов. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского». – В кн.: Три шедевра русской классики.)

Карточка-информатор №2

«…Каждая деталь подлинного произведения искусства органически связана с произведением в целом. И…первая фраза – как бы зерно, из которого разрастается потом огромное дерево романа.

Вот хотя бы одно слово: герой отправился «медленно, как бы в нерешимости…» В первой фразе романа «нерешимость» предстает как свойство, воплощенное в самой походке героя, и благодаря этому перед нами начинает созидаться его цельный живой образ, в котором позднее выступят и соответствующие собственно духовные черты. Свойство, уловленное в манере идти, будет затем органически разрастаться в многогранный и сложный человеческий облик…

Слово «нерешимость» и различные образования от того же корня – «разрешение», «неразрешимо», «не решаться», «нерешительно», «решено», «нерешенное», «решение» (окончательное, последнее) и т. д. – то и дело повторяются на страницах романа, особенно в кульминационных сценах. Чтобы не уходить пока далеко в глубь романа, перевернем только одну страницу. Здесь (в девятом абзаце от начала романа) мы снова увидим то же самое слово: «Он…несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости…» - т. д.

Перевернем еще несколько страниц. В начале четвертой главки Раскольников размышляет о полученном письме матери. Это размышление кончается так: «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться хоть на что-нибудь…»

И еще через несколько страниц :…сцена в трактире, где Раскольников слышит рассуждения некоего студента и ответ офицера: «А, по-моему, коль ты сам не решаешься, так и нет никакой справедливости!» - и т. д. Перед нами одно из ключевых слов романа. Оно воплощает глубокие и существенные стороны его содержания, его целостного смысла.

«Преступление и наказание» - роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений…»

(В. Кожинов. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского». – В кн.: Три шедевра русской классики.)

Карточка № 4

1. Прочитав и обдумав карточку-информатор №2, приведите новые примеры такого свойства Раскольникова, как нерешимость.

2. В каждом отдельном примере проанализируйте причины соответствующих поступков героя.

Карточка № 5 (ч. 1, гл. II)

1. Отберите факты, проведите наблюдения за отношением Мармеладова к себе и к людям: к Соне, к детям, к Катерине Ивановне, к Раскольникову, к окружающим в трактире.

2. Какие черты характера Мармеладова обнаруживаются в его взаимоотношениях с людьми, в превратностях его судьбы?

3. Каким человеком вам представляется Мармеладов? В чем его трагедия и каковы причины этой трагедии?

Карточка № 6 (ч.1, гл. III-IV)

1. Что узнал Раскольников из письма матери о ее жизни, о жизни сестры?

2. На какие размышления письмо навело героя? В чем убедило?

3. Что общего герой увидел в судьбе Сони Мармеладовой и своей сестры Дуни?

Карточка № 7 (ч. 1, гл. IV)

1. Прочтите и проанализируйте отрывок со слов: «…приключение, которое …привлекло к себе внимание…»

2. На какие мысли наводит Раскольникова встреча с пьяной девочкой? Каков итог его размышлений?

3. Какие свойства характера Раскольникова раскрывают эти эпизоды?

Карточка № 8 (ч.1, гл. V)

1. Каково содержание сна Раскольникова?

2. Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в этом сне?

3. Сопоставьте видения героя с петербургской действительностью, с человеческими судьбами; обобщите ваши выводы.

Карточка № 9 (ч. 1, гл. VI)

1. Воспроизведите содержание разговора студента и офицера.

2. Какой отклик в душе Раскольникова находит этот разговор?

3. Почему «теория» студента: «Не загладится ли крошечное преступление тысячами добрых дел?» - заинтересовала Раскольникова?

Карточка № 10

1. Какая идея созревает в смятенном сознании Раскольникова?

2. Почему Раскольников, человек по натуре добрый, решается на преступление?

3. Что значит «разрешение крови по совести»?

Карточка № 11

1. Перечислите события, ускоряющие осуществление идеи Раскольникова.

2. Проанализируйте с этой точки зрения эпизод знакомства Раскольникова с семьей Мармеладовых.

3. Зачем вводится в роман факт двойного убийства?

Карточка № 12 (ч. 1, гл. VII)

1. С каким чувством шел Раскольников к Алене Ивановне? Выделите слова и словосочетания, рисующие его состояние.

2. Испытал ли Раскольников удовлетворение, осуществив задуманное?

3. Как опровергает Ф.М. Достоевский теорию Раскольникова?

Карточка № 13

1. Сделайте выводы о причинах, толкнувших Раскольникова на преступление.

2. Повторите по словарю литературоведческих терминов, что такое идеологический роман и социально-психологический роман.

3. Докажите, что центр романа «Преступление и наказание» - это мир идей, которые автор доносит до читателя через многочисленные диалоги, монологи, исповеди, символические сны…

Карточка № 14

1. Проанализируйте описание петербургских типов: девиц из «заведения», самоубийцы, шарманщика, пьяной девочки, жирного франта, членов семьи Мармеладова (ч. 1, гл. III-IV). Какими художественными средствами достигает автор эмоционального воздействия на читателя?

2. Соотнесите описания городского пейзажа и душевного состояния героев (ч. 1, гл. I). Проанализируйте зарисовки каморок, углов бедности, дворов-колодцев, лестниц, доходных домов (ч. 1, гл. II-III).

3. Подготовьте сообщение: «Петербург Достоевского – символ жизни ненормальной, неблагополучной». (См. карточку-информатор №3)

Карточка№ 15

1. Подготовьте пересказ текста на тему «Петербургские пейзажи», используя по вашему выбору следующие отрывки: ч. 1, гл. I – «Отвратительный и грустный колорит дня»; ч. 2, гл. II – «Великолепная панорама Петербурга»; ч. 1, гл. I, IV; ч. 2, гл. IV, VI; ч. 5, гл. VI; ч. 6, гл. VI – «Сцены уличной жизни».

2. Проанализируйте вышеуказанные отрывки (выборочно). Как чувствует себя человек у себя дома, на улице, в городе? Каковы взаимоотношения людей? Каков их внешний облик?

Карточка № 16 (ч. 2, гл. I-II)

1. Проследите по внутренним монологам состояние Раскольникова состояние Раскольникова.

2. Сопоставьте внутренние монологи героя с его действиями, поступками (дома, в полицейской конторе, на улице).

3. Проанализируйте 2-ю главу. Каковы мысли и чувства Раскольникова после убийства?

Карточка № 17 (ч. 3, гл. III-IV)

1. Что рассказывают Разумихин и Пульхерия Александровна о характере Раскольникова?

2. Как изображает Достоевский нарастание у Раскольникова чувства отчуждения, внутреннего одиночества в сцене с матерью и сестрой?

3. Как чувство отчуждения проявляется в словах, жестах, выражении лица Раскольникова, в его нервной рассеянности, во внезапных вспышках злости?

Карточка № 18 (ч. 2, гл. V)

1. Подберите материал, раскрывающий внешний и внутренний облик Лужина

2. Как во внешности, речи, манерах раскрывается характер Петра Петровича Лужина?

3. Для чего Лужин введен в роман? В чем суть его философии? Как на нее реагирует Раскольников? Есть ли что-то общее у этих двух персонажей?

Карточка-информатор № 3

«…Необходимо для действительного понимания романа – чутко вслушиваться в каждое слово, видеть в слове …. Частицу сложного и богатого художественного мира в его целостности. Анализ отдельных слов должен выступать лишь как своего рода ключ к верному восприятию и пониманию романа… Когда мы говорим о том или ином «слове» романа, необходимо отчетливо сознавать, что речь идет не о слове в лингвистическом смысле… Каждое слово включено в художественную целостность романа, где оно перестает быть обычным явлением речи и становится деталью образа, деталью художественного мира, воплощающей и в то же время вбирающей в себя его богатый и сложный смысл. Этот мир находится не за словом, а в самом слове. Перед нами не обычное слово, а художественное великого писателя - элемент искусства, а не просто речи.

Чтобы отчетливо увидеть это, возьмем одно очень часто встречающееся в романе слово – «желтый». Это как бы основной «цвет» романа. В квартире старухи процентщицы комната «с желтыми обоями», мебель «из желтого дерева»…Сама старуха носит «пожелтелую кацавейку»…Каморка Раскольникова оклеена «грязными желтыми обоями»; само лицо героя после болезни становится «бледно-желтым»…У женщины, которая на глазах Раскольникова бросается в канаву, «желтое лицо»…Этот перечень можно было бы продолжать и далее. Просто невозможно предположить, что это господство желтого цвета возникло случайно. И, конечно же, дело вовсе не в точном воссоздании цвета обоев, мебели, лиц и т. д. само по себе такое воссоздание было бы просто излишним в романе. Нет, здесь, безусловно, есть некий существенный внутренний смысл. Но смысл сложный и многогранный.

Желтый – это цвет того мира, того пространства, где было и задумано и совершено преступление.

Но дело не только в этом. Желтый цвет характеризует и внутренний мир Раскольникова. В романе есть существенное сопоставление двух слов: слово «желтый» не раз соседствует с другим словом одного с ним корня – «желчный», которое, кстати, тоже часто встречается в романе. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам…ему стало душно и тесно в этой желтой каморке».

Или другой пример: «Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…» В последнем отрывке …четыре слова…как бы перекликаются, они связаны и по звуку и по смыслу. Подлинно художественная проза строится не менее сложно, чем стихи.

Обратимся к основному сопоставлению: «желчный», «желтый». Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии, очевидно, и коренится тот сложный и напряженный смысл, который приобретает в романе слово «желтый». Нельзя не отметить, что на него наслаиваются в романе и другие значения. Так, Соня, живущая в «желтой» комнате, кроме того, живет, как не раз говорится в романе, «по желтому билету». И это жуткое значение как будто входит в состав общего значения слова «желтый».

Наконец, слово «желтый» связано, по-видимому, еще и с тем, что «Преступление и наказание» - ярко выраженный петербургский роман. Дело в том, что образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым цветом.

Это уже, конечно, не слово в собственном смысле, а частица художественного мира «Преступления и наказания…» (В. Кожинов. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»)

Карточка № 19

1. Как вы поняли, прочитав карточку-информатор № 3, что делает слово Достоевского элементом искусства?

2. Используйте материал карточки-информатора № 3в работе над темой «Петербург в изображении Ф.М. Достоевского».

Карточка № 20 (ч. 3, гл. V)

1. С какой целью Порфирий Петрович беседует с Раскольниковым о его статье?

2. Каковы основные положения статьи Раскольникова «О преступлении»? Какие права, по мнению Раскольникова, даны сильной личности?

3. В чем Порфирий Петрович видит главную причину преступления Раскольникова: в его бедственном положении или в желании власти? Аргументируйте свои рассуждения и выводы тестом романа.

Карточка № 21

1. Найдите в романе сцены, которыми подготавливается саморазоблачение героя романа.

2. Проанализируйте одну из таких сцен (например, эпизод обморока в конторе).

3. Как показывает Достоевский неотвратимость нравственного возмездия за совершенное преступление? Проанализируйте главу VI 3-ей части; обратите внимание на размышления Раскольникова о Лизавете и Соне.

Карточка № 22 (ч. 3, гл. VI)

1. Сделайте некоторые предварительные выводы о причинах преступления Раскольникова, об отношении автора к его преступлению.

2. В чем суть трагической ошибки Раскольникова, решившего, что во имя справедливости можно убивать?

3. как Ф.М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова, ее «недодуманность»?

Карточка № 23 (ч. 2, гл. I-II)

1. Для чего введены в роман такие персонажи, как Лужин и Свидригайлов?

2. Что общего у этих героев с Раскольниковым?

3. Какие скрытые черты Раскольникова проявляют эти персонажи?

Карточка № 24 (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV)

1. Внимательно прочитайте рассуждения героя романа в главе IV 4-ой части и в главе IV 5-ой части. Кратко передайте эти рассуждения и оцените их.

2. Какую философию проповедует Раскольников в этих рассуждениях?

3. В чем порочность этой философии?

Карточка № 25 (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV)

1. Какие два мировоззрения противопоставлены друг другу в романе?

2. Докажите, что беседы Раскольникова и Сони имеют в романе узловое идейно-композиционное значение.

3. Можно ли согласиться с правдой Сони, с ее смирением и самоограничением? Что истинно, ценно в ее взглядах на жизнь?

Карточка № 26 (ч. 5, гл. II, II, V)

1. Перескажите сцену поминок. Каков смысл этой сцены?

2. Каковы, по мнению Раскольникова, причины подлости Лужина по отношению к Соне?

3. В чем смысл сцены, описывающей Катерину Ивановну с детьми на улице? Перескажите эту сцену.

Карточка № 27 (ч. 5, гл. IV)

1. В чем смысл внутреннего монолога Раскольникова?

2. Как Раскольников объясняет Соне причины своего преступления?

3. Каково отношение автора к герою? Согласны ли вы с тем, что Раскольников переживает наказание, еще не успев совершить преступление7 Отвечая, опирайтесь на текст романа.

Карточка № 28 (ч. 6, гл. I-II)

1. Что означают слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то не сумел рассчитать»?

2. Какие свойства натуры Раскольникова являются залогом его нравственного возрождения?

3. В чем смысл словесного поединка между Раскольниковым и Порфирием Петровичем?

Карточка № 29 (ч. 6, гл. VII и эпилог)

1. Проанализируйте сцену прощания Раскольникова с близкими. В чем смысл этой сцены?

2. Какие уроки извлек Раскольников из жизни на каторге?

3. Верите ли вы, что убеждения Сони станут убеждениями Раскольникова? Как вам кажется, будет ли Раскольников пассивен в дальнейшем или вновь окажется во власти дум о судьбах «униженных и оскорбленных и о своем назначении в жизни?

Карточка-информатор № 6

«Достоевский стремится художественно выразить ту мысль, что его герои думают, чувствуют, страдают и борются не только за себя лично и даже не только за интересы своего времени. Их мысль как бы подводит итог всей человеческой истории. В ней в новой, исторически непохожей на прошлое форме живет не только настоящее, но и прошлое, вся история интеллектуальных и моральных исканий различных стран, народов, эпох… Такое понимание соотношения истории и современности, прошлого, настоящего и будущего делает современность в романах Достоевского открытой для включения в нее тем, образов, сюжетов прошлой истории культуры, литературы, искусства…делает героев Достоевского обращенными не только к прошлому, но и к будущему…» (Г.М. Фридлендер. «Поэтика русского реализма». Очерки о русской литературе XIX века.)

Покажите непреходящую ценность идей и образов Ф.М. Достоевского.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!