СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Современные педагогические технологии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается понятие "педагогическая технология", критерии технологичности, структура, классификаци педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Современные педагогические технологии"»

«Современные педагогические технологии»


Содержание.



Введение.

Глава I. Понятие «педагогическая технология»:

I. 1. Историческое начало педагогической технологии

I. 2. Различные подходы к определению понятия «педагогическая технология»

I. 3. Критерии технологичности педагогической технологии

I. 4. Структура педагогической технологии.

Глава II. Классификации технологий обучения.

Заключение

Литература.

Введение.


В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Для достижения этих целей концепция предлагается решить следующие задачи:

1. «Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.»5

2. «Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся»5.

Названные выше цели и задачи нашли свое отражение и в Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. «Важной особенностью плана является предложенный механизм активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, реализуемый путем выделения специального времени на организацию проектной работы…»5.

Это определяет и изменение средств обучения, включения в учебный процесс иных, помимо учителя и учебника, источников информации, реализацию модели открытого образования. Так, например, базисный учебный план предполагает «значительное усиление практической деятельности школьников, предоставление им права выбора уровня и содержания образования, организацию предпрофильного обучения, широкое использование коллективных форм организации учебного процесса»6

Изменился и стандарт школьного географического образования. В его целевые установки вошла и цель «применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации»6. Введение названной цели отразилось и на содержании требований к уровню подготовленности выпускников, которые дополнились соответствующим разделом.

Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.

Одним из ключевых факторов и одновременно условием модернизации системы географического образования является овладение педагогами формами и методами работы в условиях вариативного образования, современными педагогическими технологиями и средствами обучения.










































Глава I. Понятие «педагогическая технология»


Понятие "педагогическая технология" стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной некомпетентности для учителей и управленцев.

Пришедшее в педагогику из чисто производственной сферы слово "технология" стало расхожим в учительском лексиконе и как-то затенило давнее и привычное понятие "методика". Возникла терминологическая путаница, когда одно подменяют другим.

Педагогическая методика – более широкое понятие, чем педагогическая технология. Методика отвечает на вопросы "чему, зачем и как учить", а технология только на последний из них.

Поиски ответа на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии3.

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления было программированное обучение.


I. 1. Историческое начало педагогической технологии


Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов.

Первые педагоги-технологи были, по-видимому, в Древнем Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные «технологические» приемы.

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной».
«Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.

Коменский стремился также найти общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и методов». Со времен Коменского в педагогике предпринималось немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм.
На протяжении XX столетия делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг. эти попытки были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения – компьютеров, радио и других.

В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. Его характерными чертами стало уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Развитие программированного обучения можно определить словами американского педагога У.Шрамма: «Программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся 1) путем коротких логически связанных шагов, так что он 2) почти не делает ошибок и 3) дает правильные ответы, которые 4) немедленно подкрепляют путем сообщения результата, в результате чего он 5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».

Академик В.В.Давыдов отмечал: «Использование компьютеров в программированном обучении приводило к формированию у школьников лишь узких знаний и навыков исполнительского характера и не способствовало их переносу в новые ситуации, развитию творческого мышления».
Необходимо было взять ценное из опыта программированного обучения и рационально его использовать.

В 1970-е гг. системный подход в преподавании позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии.
В 1970–1980-е гг. педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО3.

В философский словарь предлагают следующее определение технологии: «Набор и последовательность операций, выполненных с помощью данной техники в каждом данном определенном производственном процессе».
Долгое время считалось, что применительно к педагогике термин «технология» не «работает», т. к. характеризует процессы, происходящие в промышленном производстве.

Но «технологизировать» можно любую человеческую деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности осуществления, поскольку это создает подходящие экономические условия для создания специального оборудования. В связи с этим термин «педагогическая технология» правомерен и справедлив.


  1. 2. Различные подходы к определению понятия

«педагогическая технология»


Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами3,2,7.

М.В. Кларин: Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Ф.Янушкевич: «Технология обучения представляет собой область применения системы научных принципов к программированию процесса обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на детальные и допускающие оценку цели обучения; она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов и техники обучения) в ходе эмпирического анализа и широкого использования аудиовизуальных средств в обучении, определяет практику в тесной связи с теорией обучения».

Б.Т.Лихачев: «Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт). Технологическими образованиями обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

В.П.Беспалько: «Педагогическая технология — это:

– содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;
– систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;

– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

– деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;

– рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса».

С.А.Маврин: «Под педагогической технологией следует понимать пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе».

С.Сполдинг: «В 1960-е годы под термином “педагогическая технология” понимали систему указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечивать обучение за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств. В последующем педагогическая технология рассматривалась как целостный процесс постановки целей, постоянного обновления учебных планов и программ, оценивания педагогических систем в целом и постановки новых целей, как только появилась новая информация, об эффективности системы».

А.Н.Кузибецкий: «Педагогическая технология в широком смысле трактуется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».


Одно из наиболее удачных определений педагогической технологии предложил Беспалько, т. к. раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике:

с помощью педагогической технологии происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса;

педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

в педагогической технологии целенаправленное образование – центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: первый – диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала, второй – развитие личности в целом;

принцип целостности – разработка и практическая реализация педагогической технологии.

Таким образом, согласно Беспалько педагогическая технология нацелена на формирование личности.

Педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента системный анализ. Она как бы переводит общие теоретические основы обучения, которые в виде принципов и закономерностей формулирует общая дидактика, в систему норм и указаний, как именно надо проектировать педагогические системы и осуществлять на практике эффективные дидактические процессы в тех или иных условиях1.

Следует согласиться с тем, что педагогическая технология – это направление в педагогике, имеющее, по словам Беспалько, «чисто прикладное, практическое продолжение общей дидактики и педагогики в целом».
Многие зарубежные исследователи (М.Эраут, Р.Кауфман, С.Ведемейер и другие) отмечают, что педагогическая технология представляет собой междисциплинарный конгломерат из элементов психологии, социальной философии, теории управления, техники, теории коммуникаций и общения, аудиовизуального образования и кибернетики.

Педагогическая технология включает в себя технологический модуль Коменского и формулирует нормы, т. е. правила проектирования и реализации эффективных образовательных систем и процессов, которые на каждой ступени школы должны, как считают исследователи, заменить существующие ныне учебные планы и программы, ассоциировав их (А.Н.Кузибецкий).

Педагогическая технология, по характеристике японского ученого-педагога Т.Сакамого, представляет собой внедрение в педагогику системного подхода.
Лихачев предметом педагогической технологии считает конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении детьми знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения2.

Прямыми задачами Лихачев считал:

отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности;

отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

обучение действиям с технологическим инструментарием;

развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать свою учебную деятельность;

воспитание привычки четко следовать требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и труда.


Специфика педагогической технологии в том, что она требует конкретизации целей.




Данная схема во многом перекликается с работами ряда зарубежных исследователей (Р.Гонье, Л.Бриггс, А.Д.Ромишовский и другие), которые отмечают наличие воспроизводимого обучающего цикла, последний включает обратную связь, диагностику и коррекцию, рефлексию.

Как технологическая норма это должно быть отражено в структуре учебных занятий, включая элементы: организация внимания, информирование о цели, активизация ранее усвоенного, стимулирование действий учащихся, обеспечение обратной связи, руководство деятельностью учащихся, оценка действий.

Системный подход лежит в основе любой педагогической технологии. Вершиной всякой системы является цель, которая должна быть, как отмечает Беспалько, диагностична (проверяема и измеряема), реальна, конструктивна.

В.П.Симонов также много внимания уделяет целевому компоненту урока. Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения.

Важно, что Беспалько не считает технологический подход идеальным и выделяет его уязвимые черты: ориентация на обучение репродуктивного типа, неразработанность мотивации учебной деятельности, что связано с самым крупным недостатком педагогической технологии – игнорированием личности. Но все же педагогическая технология дает много практике, поэтому имеет будущее.

Педагогическая технология приближает педагогику к точным наукам, а педагогическую практику, включающую творчество учителей, делает вполне организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.


Изучив различные подходы к определению, за основу я взяла следующее: Технология обучения - это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учёте ограниче­ний.



I. 3. Критерии технологичности педагогической технологии


Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются2:

  • концептуальность;

  • системность;

  • управляемость;

  • эффективность;

  • воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,

  • взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.



  1. 4. Структура педагогической технологии.


Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части1:

    • концептуальная основа;

    • содержательный компонент обучения;

    • процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.

 Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

  • организация учебного процесса;

  • методы и формы учебной деятельности учащихся;

  • методы и формы работы преподавателя;

  • деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

  • диагностика учебного процесса.


Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства)

+ формы обучения


Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) общепедагогический (общедидактический) уровень.

Общепедагогическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогиче­ская технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;

2) частнометодический (предметный) уровень.

Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках
одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);

3) локальный (модульный) уровень.

Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).



Глава II. Классификации технологий обучения.


В специальной литературе представлены несколько классификаций технологий.


Заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктор педагогических наук, профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев представляет классификацию образовательных технологий по 5 поколениям, оценивая их результативность единым набором параметров2.

В общем виде это выглядит следующим образом:

1 поколение - Традиционные методики – эффективность 40%

2 поколение – Модульно-блочные технологии – эффективность 45%

3 поколение – Цельноблочные технологии – эффективность 50%

4 поколение - Интегральные технологии – эффективность 60%

5 поколение – Технология образования в глобальном информационном пространстве (ТОГИС) – эффективность 70%


К традиционным методикам Гузеев относит узкопредметные технологии, для которых характерны такие методы обучения на уроке, как объяснительно-иллюстративный, эвристический, формы обучения – беседа, рассказ, контроль в виде устных опросов и письменной контрольной работы. К таким технологиям можно отнести технологию обучения русскому языку в начальной школе.

Для модульно-блочных технологий характерно объединение уроков в циклы или модули, формы обучения – беседа и практикумы, контроль – тесты без фиксации и обработки результатов, зачеты. Типичный представитель этого поколения технологий – технология комплекса средств учебного оборудования, разработанная Г.Г.Левитасом.

Цельноблочные технологии: основной учебный период – блок уроков, используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный. Формы обучения – лекция, беседа и практикум. Типичный образцы таких технологий – лекционно-семинарские системы разных видов.

Интегральные технологии. Гузеев отмечает, что в технологиях ранних поколений есть серьезные достижения в разных направлениях. И если бы эти достижения удалось бы объединить в нечто единое целое, интегральное, получилась бы мощная и эффективная, хотя и сложная технология, для которой характерно групповое обучение с постоянным отслеживанием и корректировкой результативности, объединение уроков в большие блоки по темам, планирование многоуровневых результатов обучения, компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом. К этому поколению технологий Гузеев относит Технологию проектного обучения и Интегральную технологию.

Технология пятого поколения – это новейшая технология, которая ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.




В.Т.Фоменко, профессор Ростовского государственного университета выделяет следующие виды:

  • Деятельностные технологии;

  • Концептуальные технологии;

  • Крупно-блочные технологии;

  • Технологии опережающего обучения;

  • Технологии проблемного обучения;

  • Технологии на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе;

  • Альтернативные технологии;

  • Игровые технологии;

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе

  • Технологии коллективных способов обучения

  • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда)

  • Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько)


     Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем)1:

    • классическое лекционное обучение;

    • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

    • система «консультант»;

    • обучение с помощью учебной книги,

    • система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;

    • компьютерное обучение;

    • система «репетитор» – индивидуальное обучение;

    • «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.


Ф.Я. Савельев предлагает следующие типы технологий обучения:

      • по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

      • по целям обучения;

      • по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

      • по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

      • по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;

      • по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.


Определенный интерес может представить классификация, предложенная В. М
Максимовой
, которая выделяет2:

  • структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;

  • интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, уроков других форм организации обучения;

  • игровые технологии включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры и др.;

  • тренинговые технологии - системы деятельности учащихся по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ:

  • психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решение управленческих задач;

  • информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик - машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.);

  • диалогические технологии, представляющие собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах «ученик -ученик», «учитель - автор», «ученик - автор» и т.д.


Наиболее же полной классификацией педагогических технологий, на мой взгляд, является классификация Г.К.Селевко, которая показывает все многообразие педагогических технологий в современном мире. Он выделяет следующие технологии7:

1) по уровню применения:

  • общепедагогические;

  • частнопредметные, отраслевые;

  • локальные, модульные, узкометодические;

2) по философской основе:

  • материализм/ идеализм

  • диалектика/ метафизика

  • сциентизм/ природосообразность

  • гуманизм/ антигуманизм

  • антропософия/ теософия

  • прагматизм/ экзистенциализм.

3) по ведущему фактору психического развития:

  • биогенные;

  • социогенные;

  • психогенные;

  • идеалистические.

4) по концепции усвоения:

  • ассоциативно-рефлекторные

  • развивающие

  • интериоризаторские

  • бихевиористские

  • гештальт-технологии

  • суггестивные

  • нейролингвистические

5) по ориентации на личностные структуры:

  • информационные (знания, умения, навыки -ЗУН);

  • операционные (способы учебной деятельности - СУД);

  • формирования (сфера действенно-практическая - СДП);

  • саморазвития

  • эвристические

6) по характеру содержания и структуры:

  • обучающие, воспитательные;

  • светские, религиозные

  • общеобразовательные, профессиональные;

  • гуманистические, технократические;

  • монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии.

  1. по организационным формам:

    • классно-урочные, альтернативные;

    • академические, клубные

    • индивидуальные, групповые;

    • коллективный способ обучения

    • дифференцированное обучение;

  2. по типу управления познавательной деятельностью:

  • классическое лекционное обучение,

  • обучение с помощью ТСО,

  • система «консультант»,

  • обучение по книге,

  • система малых групп,

  • компьютерное обучение,

  • система «репетитор»,

  • программное управление.

9) по подходу к ребенку:

  • авторитарные;

  • дидакто-, социо-, антропо-, педоцентрические,

  • личностно - ориентированные;

  • гуманно – личностные,

  • технологии сотрудничества;

  • свободного воспитания,

  • эзотерические.

10) по преобладающему (доминирующему) методу:

  • догматические, репродуктивные,

  • объяснительно-иллюстративные;

  • диалогические,

  • развивающее обучение;

  • игровые

  • проблемно-поисковые;

  • саморазвивающее обучение;

  • творческие

  • информационные (компьютерные):

11) по направлению модернизации существующей системы:

  • на основе гуманизации и демократизации отношений;

  • на основе активизации и интенсификации учебной деятельности;

  • на основе эффективности организации и управления;

  • на основе методического и дидактического реконструирования материала;

  • природосообразные;

  • альтернативные;

  • целостные технологии авторских школ;

12) по категории обучающихся:

  • массовая технология;

  • продвинутого образования,

  • компенсирующие;

  • технологии работы с одаренными детьми,

  • технологии работы с трудными детьми.

Данный обзор педагогических технологий, конечно, не исчерпывает всего богатства и многообразия идей и разработок педагогов-теоретиков и практиков. Вместе с тем он позволяет выделить специфику применения педагогических технологий в образовательной практике и поставить вопрос о необходимости разрешения возникающих в деятельности каждого педагога противоречий между сложившимся опытом выбора и применения педтехнологий и их готовностью к соответствующей деятельности.























Заключение.


В последнее время часто можно услышать термин современные педагогические технологии. Какие из представленных технологий можно считать современными?

Если подходить к вопросу с общепринятых позиций, то современным считается то, что создано при жизни действующего зрелого поколения. Поскольку считается, что смена поколений происходит каждую четверть века, то современными следует называть технологии, родившиеся не более 25 лет назад. Например, таковыми оказываются ТОГИС, когнитивная, технология В.М.Монахова.

С другой стороны, есть технологии, созданные раньше, но осваиваемые по-настоящему только сейчас. Например, это интегральная технология, Модульная технология.

Третью группу можно составить из технологий, довольно давно созданных и культивируемых за пределами Отечества, но лишь недавно попавших в наши пределы и осваиваемых сейчас. Примеры: "Город как школа", "Чтение и письмо для развития критического мышления", "Дебаты", "Шаг за шагом", "Направляемая дискуссия", "Направляемое проектное обучение". Местами получают вторую жизнь технологии, рождённые на заре ХХ века - например, Дальтон-план.

Учителя экспериментируют в выборе педагогических технологий, а ученые, отвечая на вопрос, какие технологии следует считать современными, говорят следующее:

Если педагогическая технология позволяет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как:

-        потребность в получении знаний;

-        умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;

-        выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;

-        планирование своей образовательной деятельности;

-        позитивная самооценка;

Такая технология будет считаться современной.




















Литература.


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М: «Педагогика», 1989.


  1. Педагогические технологии: Учебное пособие/ автор-составитель Т.П. Сальникова, - М: ТЦ Сфера, 2005 г


  1. Педагогика. Учебное пособие/ под редакцией Пидкасистого П.И. – М., 1996


  1. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М., 1995


  1. Приказ № 1312 от 09.03.2004г. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".


  1. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.


  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся/ М: Просвещение, 2004 г


  1. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете "Первое сентября": Управление школой - №30-31 / 2001г.


  1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!