СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Словесное рисование на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о словесном рисовании как одном из методических приемов творческого чтения на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Статья "Словесное рисование на уроках литературы"»



Словесное рисование на уроках литературы

Словесное рисование как один из методических приемов творческого чтения, заключавшийся в создании словесных картин на основе прочитанного текста, традиционно для русской школы. Оно развивает творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речью, влияет на литературное развитие в целом. Использование словесного рисования на уроках литературы содействует более глубокому восприятию литературного произведения.

Чтобы создавать словесные картины, учащиеся должны овладеть минимумом знаний об образных средствах языка-эпитете, метафоре, сравнении - и таких элементах словесной картины, как художественная деталь, эмоционально-личностная оценка изображаемого. Учитель вводит основные понятия и через серию упражнений помогает осознать их. Посвящается этой работе 5-7 минут занятия, затем выделяется специальный урок. Осознание каждого из понятий закрепляется следующими упражнениями, которые можно проводить и поэтапно, и комплексно.

Упражнения для осознания ключевых понятий словесного рисования. Найдите в тексте художественного произведения эпитеты (сравнения, метафоры). Подберите эпитеты к заданному слову (например «заря», «мелодия»), подчеркнув своеобразие предмета. Составьте предложение с заданным эпитетом. Прослушав музыку, рассмотрев картину, выразите свои чувства, используя выразительные средства.

На следующем этапе обучения словесному рисованию учитель отрабатывает с детьми конструирование микросочинений из 2-3 предложений с использованием выразительных средств. Упражнения-микросочинения. В 1-2 предложениях нарисуйте образ, отразив характер предмета (например, «старое дерево», «учебник»). Составьте 2-3 предложения на заданную тему («Утро», «Вечер», «Снег и осенние цветы»). Выберите сами тему. Составьте 2-3 предложения. Сочинения-миниатюры читаются в классе. Дети совместно выбирают удачные словесные картины, редактируют неудачные.

На заключительном этапе учитель организует самостоятельную работу учащихся по словесному рисованию.

Упражнения на использование приема словесного рисования. Нарисуйте словесную картину по заданному началу ( «Тени всегда темны. Голубых и розовых в природе не бывает… », «Утренняя заря краше или вечерняя?»). Нарисуйте словесную картину по зрительному образу (раздаточный материал-пейзажи), выразив через восприятия пейзажа свое настроение. Нарисуйте словесную картину по музыкальным впечатлениям ( «Времена года» П.И.Чайковского). Нарисуйте словесную картину к художественному произведению или эпизоду. Составьте «фильм» к произведению или его эпизоду. Разбейте на кадры, опишите содержание каждого, подберите надписи из текста.

После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе начинают воспринимать изучаемые произведения. У них развивается способность «входить» в мир героев литературного произведения, рисовать в воображении картины на основе воспроизведенных в тексте деталей. Развивается образное мышление, устная и письменная речь учащихся, их творческие способности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!