СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Роль школьной библиотеки в формировании читательской и информационной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Статья Роль школьной библиотеки в формировании читательской и информационной грамотности»


Роль школьной библиотеки в формировании

информационной и читательской грамотности школьников


Мужикова Ирина Ивановна,

заведующий библиотекой,

МБОУ «Гимназия №7»



2 слайд.

Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующих преобразований в деятельности школьных библиотек. В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя и учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». В связи с этим отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек России является изменение их места и роли в учебном процессе по сравнению с традиционным.

3 слайд.

При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

  • •глобальную конкурентоспособность российского образования;

  • •вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

  • к 2022 году "вернуться в пятерку" стран по навыкам функционального чтения.

4 слайд.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

5 слайд.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности.

6 слайд.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

7 слайд.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность —способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

8 слайд.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

9 слайд.

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина)

10 слайд

Отличительные черты культуры чтения: целеустремленность, систематичность, разносторонность, плановость.

11 слайд.

Многие специалисты рассматривают культуру чтения как часть информационной культуры. Эти понятия очень тесно связаны. Умение работать с информацией не может быть без умения работать с текстом, с книгой. Информационно грамотный человек лишь тот, кто способен не только найти информацию, но и понять, переработать ее и представить другим в виде нового конечного продукта. Однако умение работать с текстом само по себе не всегда гарантия того, что человек умеет хорошо запрашивать, искать и отбирать информацию. Также как и компьютерная грамотность, необходимая в современном мире, на самом деле не является сама по себе признаком информационно грамотного человека. Можно хорошо уметь пользоваться компьютером и при этом не уметь работать с информацией. И наоборот.



12 слайд

Происходит подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествляют с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. В современных условиях образование ориентируется не столько на полноту сообщаемых сведений, сколько на умение добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Это требует от обучающихся умений осуществлять сбор, накопление, обработку, хранение, передачу информации и использование информационно-коммуникационных технологий на базе разнообразных средств информационного обмена.

13 слайд.

Развитие информационной грамотности у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела не только в России, но и в международном сообществе. Информационная грамотность – это не только умение искать информацию, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться. Определений понятия информационная грамотность немало. Наиболее точным и полным представляется определение, выработанное Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

14 слайд.

Представитель Международной ассоциации школьных библиотек (IASL), почетный посланник IASL, опытнейший работник школьной библиотеки в Канаде и преподаватель Библиотечной школы Джеральд Браун так определил основные составляющие информационной грамотности: «Информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

  • осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

  • выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

  • найти информацию, соответствующую данной теме;

  • оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

  • оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

  • сформировать собственное отношение к этой информации;

  • представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

  • оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;

  • доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;

  • осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества».

15 слайд.

Как мы видим, важнейшими умениями, которым необходимо учить ребят в процессе развития информационной грамотности Браун называет формирование собственного мнения, самооценку и осознание того, что информационная грамотность – это не просто очередной урок в ряду других, а умение, необходимое для жизни. Иными словами, развитие информационной грамотности прежде всего должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию, а не просто на получение какого-то набора сведений. Именно поэтому грамотные педагоги и библиотекари говорят о том, что развитие информационной грамотности – это развитие умения учиться.

16 слайд.

Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся.

Решение проблем видится:

  • в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы;

  • во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией;

  • в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей);

  • в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.

17 слайд. Основные компоненты информационной грамотности

  • Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно);

  • Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно);

  • Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание);

  • Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов;

  • Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.

18 слайд.

Как сформировать информационную грамотность школьника? Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.

19 слайд.

Показатели информационной грамотности:

  • Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность

  • Знание информационных ресурсов;

  • Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ;

  • Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт

  • Время и продуктивность информационной деятельности

20 слайд.

Составные части информационной грамотности:

  • Осознание информационной потребности

  • Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения)

  • Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.

21 слайд.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Уникальные возможности для этого представляет школьная библиотека, одной из ведущих задач которой является формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

22 слайд.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки.

В арсенале средств, при формировании информационной грамотности учащихся, особое место занимают активные методы, предоставляющие возможность действовать самому школьнику, позволяющие ему ощутить радость открытия, наслаждения творческим поиском, расширяющие кругозор, воспитывающие чувство ответственности в команде. Таковыми являются викторины, конкурсы, КВН, деловые игры.

23 слайд.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.

Таким образом, осуществить поставленные ФГОС ООО цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.


Список литературы


  1. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б.Антипова. - М.:Издательство «Глобус»,2019.-336с.- (Уроки мастерства)

  1. Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н.Збаровская// Библиотечное дело.-2019,-№1. С.7-8

  2. Шевийот С. Библиотеки и «информационная грамотность»: современное состояние дел/С.Шевийот// Библиотековедение,2006 -№4.

  3. Формирование информационной культуры в библиотеках общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы: сб. статей и материалов/ ред. – сост.В.Б.Антипова. – Псков:ПОИПКРО,2016.

  4. 7. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!