СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья " РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ"»

А. С. Волгушева

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ с.Вязовка

имени Героя Советского Союза Е. А. Мясникова



РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ


Аннотация: данная статья посвящена антикоррупционной политике, проводимой в образовательных организациях, в частности, проанализированы цели и задачи антикоррупционного образования и проанализированы методы и приемы технологии развития критического мышления, которые можно использовать на уроке при изучении антикоррупционного стандарта поведения.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, обучающиеся, взятка, образовательная организация, должностное положение.


Коррупция несет в себе множество негативных моментов и важнейшим из них является воздействие на сознание людей, и прежде всего, молодого поколения. С молодого возраста граждане оказываются втянутыми в коррупционную практику, и прежде всего, это касается именно сферы образования. Поступить в вуз «за взятку», сделать «подарок» преподавателю за хорошую отметку, к сожалению, стали обыденной практикой. Можно согласиться с мнением что «коррупция возникает на пересечении двух составляющих: социальной неустроенности жизни и терпимости к девиации. Очевидно, что именно современная молодежь чаще других россиян попадает в эту зону риска. Это связано с тем, что если старшее поколение россиян действует преимущественно в институционально закрепленных рамках, то для молодежи свойственна высокая степень автономности и стихийности поведения». Сфера образования является одной из наиболее подверженных коррупции. Коррупция приобретает массовый характер, вовлекая в коррупционные связи значительный круг лиц. Очень часто участниками коррупционных событий становятся несовершеннолетние. Неутешительным следствием коррупции в данной сфере является снижение качества образования, снижение уровня знаний обучающихся.

Существует ряд причин, которые объясняют существование коррупции в сфере образования:

1) экономические причины, которые связаны с тем что, образовательные учреждения недостаточно финансируются.

2) институциональные причины. Эффективных мер по борьбе с коррупцией еще не существуют, так как коррупция удобна и выгодна всем участникам этих отношений.

3) исторические причины. Коррупция, как общественное явления имеет древние корни, она проявляла себя и в Российской империи и в СССР.

4) культурно-ценностные причины. Во всех сферах жизни общества происходит разрушение нравственных норм, на смену им приходят ценности, смысл которых можно передать одной фразой «берите от жизни все» [1].

Таким образом, очень важным процессом в образовании является формирование антикоррупционной культуры обучающихся в школе. Актуальность данного процесса объясняется тем что: 1) на сегодняшний день очень низкая эффективность уровня предупреждения и борьбы с коррупцией в России; 2) задачами, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где уточняется, что система духовно-нравственных ценностей, формируемая в процессе обучения должна включать в себя: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, волю, личное достоинство, веру в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством; 3) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, который был утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 в п. 6 второго раздела, содержит требование к личностным результатам освоения основной образовательной программы  формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.

Хорошо выстроенная система антикоррупционного образования  наиболее значимый элемент антикоррупционной профилактической работы. Антикоррупционное образование  это целенаправленный процесс антикоррупционного обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства.

Цели антикоррупционного образования:

 формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся;

 формирование системы знаний антикоррупционной направленности;

 формирование нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, ценностных установок, способствующих активной гражданской позиции учащихся в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного образования:

 формирование знаний о коррупции, ее историческом зарождении, формах и проявлениях, причинах и последствиях;

 формирование у обучающихся системы знаний, которые обеспечивают должное поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами на стадии проявления коррупционных действий;

 формирование антикоррупционного мировоззрения, активной гражданской позиции и устойчивых элементов антикоррупционного поведения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся [2].

Данные цели и задачи будут эффективно реализовываться в том случае, если будет проводиться непрерывная работа с обучающимися на каждом возрастном этапе.

Можно выделить следующие группы объектов антикоррупционного воспитания и образования:

1) младший школьный возраст (1-4 классы);

2) средняя школа (5-9 классы);

3) старшие классы (10-11 классы).

Школьники 1 группы чаще всего сталкиваются с проблемой осмысления различных социальных явлений на уроках чтения и окружающего мира. Именно в начальной школе они впервые знакомятся с такими понятиями как «польза», «благодарность», «подарок». Это понятия в современном обществе иногда ассоциируются с коррупцией. Однако сами понятия «коррупция», «антикоррупционное поведение» в начальной школе не употребляются. В данном возрасте детям нужно помочь в усвоении таких понятий как «честность», «ответственность» и т.д. Дети в начальной школе могут понять, что означает «правильно» и «неправильно», знают, что если что-то запрещено законом, то этого делать нельзя, так как это наказуемо.

Литературные произведения «Чиж и голубь» И. Крылова, «Большая береза» Н. Артюхова способствуют формированию у детей нравственных представлений о гуманизме, человечности и честности. Воспитанию таких понятий как долг, честь, ответственность помогает произведение «Не надо врать» М. Зощенко и некоторые другие.

Основная воспитательная работа со 2 группой (средняя школа) направлена на формирование культуры взаимодействия. Для обучающихся данной возрастной группы важен опыт, который они черпают из истории, обществознания, литературы. Учителя должны обращать внимание на формирование знаний об истории возникновения коррупции, ее последствиях, стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Однако, несмотря на то, что антикоррупционное образование является очень актуальным сегодня, в образовательных программах не уделяется должного внимания к злободневной проблеме современности  коррупция. Таким образом, на мой взгляд, для того чтобы повысить уровень антикоррупционной грамотности необходимо выделить отдельную главу в учебниках по праву, посвященную коррупции, где будут рассматриваться виды, формы коррупции, ответственность за совершение такого рода преступлений, а также степень разрушительного влияния данного явления на общество. Например, она может называться « Коррупция-главный враг государства».

При изучении темы коррупция, как общественно опасного явления, можно применить технологию развития критического мышления, которая предполагает трехступенчатую организацию обучению. На «стадии вызова» задачей учителя является мотивация обучающихся к поиску и подбору литературы по данной теме. Второй этап называется «получение информации», когда ученики анализируют полученные знания, формулируют собственное мнение по данному вопросу и оформляют идеи. На третьей стадии, которая носит название «рефлексия», обсуждаются эти идеи, дается им критический анализ, оценка и формулируются выводы по проведенному уроку.

Одним из технологий развития критического мышления является прием «Корзина идей». Данный прием может быть использован при раскрытии понятия коррупция.

«Корзина идей»  это прием организации процесса обучения, который используется в начале урока, когда нужно актуализировать имеющиеся знания у детей по теме: « Коррупция», дать возможность обменяться мнения друг с другом и с учителем по этой теме [3]. Данный прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики о таком явлении как коррупция. На доске нужно нарисовать корзину, куда условно будут попадать все, что школьники знают об изучаемой теме.

Алгоритм проведения данного приема:

1. Учитель задает прямой вопрос о том, что знают дети по проблеме коррупции.

2. Каждый обучающийся самостоятельно вспоминает, все что знает или думает по этой проблеме, и записывает это все в тетради. (продолжительность 1-2 минуты).

3. Далее дети обмениваются между собой информацией, которая у них есть. Время на обсуждение дается не более трех минут. Обсуждение должно носить организованный характер, так как обучающиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся у них представления о коррупции, а по поводу чего мнения не сошлись.

4. Затем каждая группа или пара называет какой-то один факт о коррупции, но при этом, не повторяя того, что сказали ранее их одноклассники, то есть составляется «корзина идей».

5. Вся информация, которая поступила от детей кратко в виде тезисов, записывается в нашу корзину, при этом учитель не комментирует данные высказывания, даже если они ошибочные и неправильные. В корзину идей можно «кидать» все, что относится к понятию коррупция (факты, понятия, имена и т.д.) Например, в корзину могут попасть: коррупция это зло, взятка, преступление, деньги, наказание, использование служебного положения и т.д.

6. Все ошибочные утверждения исправляются по мере раскрытия понятия такого явления как коррупция [3].

После данного приема можно сформулировать определение коррупции. Коррупция  это термин, который обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству и нормам морали. Чаще всех мы встречаем этот термин когда говорим о бюрократическом аппарате и политической элите. Данное определение обучающиеся записывают в тетрадь. И исправляются все неточные тезисы в корзине.

Здесь же можно сказать и о формах коррупции, среди которых выделяют такие как:

 растрата (хищение) государственного имущества в целях личной выгоды;

 взятка;

 служебное мошенничество;

 оказание государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания;

 устройство на работу родственников, друзей, знакомых и т.д.

При использовании данного приема следует учитывать некоторые нюансы:

1) На этапе, когда обучающиеся высказывают предположения, будет лучше, если они будут выражаться полными предложениями. Например, не просто «взятка», а «коррупция это когда человек дает кому-то взятку». В таком случае этот прием позволит достичь не только познавательных целей, но и будет способствовать формированию умения говорить и излагать свои мысли.

2) На этапе, когда учитель записывает тезисы в корзину идей, он не должен их критиковать или как-то комментировать. В корзину идей записываются даже неверные мысли и мнения. Задача учителя на данном этапе  подвести детей к самостоятельному анализу ошибок. Учителя привыкли сразу поправлять ученика, если он что-то неправильно говорит. Но в этом случае он мешает качественно развиваться критическому мышлению ребенка.

Преимуществами данного приема являются:

1) в работе участвуют все дети, никому не удастся остаться в стороне, так как у каждого спросят его мнение;

2) данный метод является одновременно и индивидуальной и групповой;

3) записи в корзине не должны повторяться. А это значит, что ребенку не только нужно высказать свое мнение, но и выслушать своих одноклассников и соотнести его мысли со своими. Тем самым у обучающегося развивается умение слушать и повышается уровень сформированности произвольного внимания и памяти.

Таким образом, данный прием поможет нестандартно и оригинально раскрыть понятие о коррупции. С помощью данного приема учитель одновременно сможет выяснить уровень знаний обучающихся по теме коррупция, заинтересовать детей и сделать вступление в новую тему. В процессе работы удастся поработать с каждым ребенком. Благодаря использованию этого приема у школьников формируются такие важные качества как: умение высказать свою точку зрения, слушать других, запоминать информацию и удерживать произвольное внимание.


Список использованных источников и литературы:


[1]. Антикоррупционная политика : учебник для вузов / под редакцией Г. А. Сатарова.  2-е изд., перераб. и доп.  Москва : Издательство Юрайт, 2020.  396 с. 

[2]. Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность.  2010.  № 5.  С. 36-47.

[3]. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.  М. :Просвещение, 2011.  223 с.



Скачать

© 2022, 126 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!