Статья «Реализация краеведческого принципа при обучении школьников с нарушением интеллекта географии»
В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах.
Изучение краеведения, в образовательном процессе специальной- (коррекционной) школы VIII вида позволяет школьникам в режиме реального времени прикоснуться к предметам и явлениям окружающей действительности. Знания о родном крае способствуют формированию более четких представлений о природных объектах и явлениях, облегчают овладение географическими и историческими представлениями; освоение культуры, позволяют включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности, воспитывают любовь к Отечеству. Краеведческие представления способствуют социокультурному развитию школьников, так как включают систему культурных ценностей, необходимых личности для социальной адаптации, в» том числе на производстве, где в перспективе они могут быть востребованы.
Для диагностики и выявления уровня сформированности краеведческих знаний школьников с нарушением интеллекта по географии были выбраны: анкетирование, тестирование. Задания подобранны с учетом познавательных возможностей учеников, их возрастных особенностей, чтобы обеспечить доступность материала, поддержать интерес к проводимой работе и избежать переутомления испытуемых. Ответы на вопросы анкет и выполнение тестовых заданий позволили выявить наличие и характер краеведческих знаний у учащихся с нарушениями интеллекта.
Полученные данные в результате тестирования включают в себя информацию о пробелах в краеведческих знаниях.
Большинство обучающихся набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню качества краеведческих знаний. Это говорит о том, что отдельные учащиеся интересуются историей родного края и имеют о нем некоторое представление. Но этих знаний недостаточно для соответствия высокому уровню развития краеведческих знаний, поэтому требуется их дальнейшее формирование. При таком расхождении в качестве знаний стоит обратить особое внимание на тех школьников, чьи знания находятся на низком уровне. Поэтому для дальнейшего эффективного их формирования целесообразно проводить внеклассные занятия краеведческой направленности. Их использование, с одной стороны, позволит ребенку самостоятельно приобрести, закрепить и использовать определенные краеведческие знания, а с другой - поможет сделать образовательный процесс эмоциональным, действенным, даст детям важные навыки коммуникабельности и совместной работы.
Для формирования у школьников с нарушениями интеллекта представлений о прошлом и настоящем родного края и повышения интереса в целом к краеведению были рассмотрены возможности осуществления внеклассной краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Были организованы и проведены внеклассные мероприятия - массовые (краеведческие викторины, экскурсии, праздники), групповые (классные часы, коллективно-творческая деятельность): «Мой родной край». Была спланирована работа по темам: «Я и моя семья» - 3 часа, «Моя улица» - 2 часа, «Наш край в годы Великой Отечественной войны» - 3 часа. А также и на уроках: «Водоемы нашей местности. Охрана вод», «Писатели и поэты Еткульского района».
Первое занятие, классный час, было проведено в форме беседы по теме «Я и моя семья». Со школьниками обсуждалось, какую роль играет семья в жизни человека. Учащиеся активно включались в работу, заполнили анкету, рассказывали о профессиях своих родителей, высказывали собственное мнение о профессиях. После этого занятия учащимся было предложено поучаствовать в творческом конкурсе - «Старая фотография рассказала…». Ребята охотно рассказывали о своем родном человеке, изображенном на фотографии.
Важным условием приобщения детей к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие детей с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, родители становятся непременными участниками внеклассной работы.
Последнее занятие по теме «Я и моя семья» учащиеся совместно с родителями или родственниками должны были дома выполнить родословное древо. Все учащиеся справились с данной работой.
Следующая тема изучения - «Моя улица». Ребятам была предложена экскурсия по улицам села Еманжелинки. Учащиеся знакомились с названиями улиц, расположением домов, исторических объектов и общественных зданий. Ценность экскурсии в рамках формирующего эксперимента заключается в том, что дети получили возможность познакомиться с изучаемой темой не в стенах школы, сидя за партой, не со слов учителя, а в новых для них условиях. Кроме того, на экскурсии ребята получили возможность познакомиться с историческими объектами через непосредственное их восприятие, а не по иллюстрации или фотографии. Такой путь изучения наиболее соответствует познавательным возможностям учащихся с нарушениями интеллекта. На экскурсии дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность.
Для закрепления этой темы после экскурсии учащимся предложили принять участие в краеведческой викторине «Вот эта улица, вот этот дом».
Привлечение детей старшего возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для школьников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям.
Экскурсии в Областной Челябинский историко-краеведческий музей, один из способов организации непосредственной образовательной деятельности. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи школьников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Посетив музей ребята, получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
Следующим этапом нашей работы стала тема «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Было проведено общешкольное мероприятие ко дню победы, в котором дети принимали активное участие. Они собственными руками изготовили стенгазету «Никто не забыт, ни что не забыто». На уроках труда мальчишки и девчонки склеили и раскрасили огромную Георгиевскую ленту и венок, которые возложили к памятнику Победы. Были проведены встречи с ветеранами ВОВ, а также были организованы и проведены экскурсии в местный музей села Еманжелинки.
После посещения музея у ребят появилось желание подробнее узнать, изучить судьбу своих родных. Особенно их заинтересовала тема «Дети нашего края в годы войны», так как у нескольких ребят живы прабабушки и прадедушки, и они являлись на тот момент детьми войны. Прежде чем начать итоговое занятие мы с ребятами договорились, чтобы они принесли фотографии и расспросили бабушек и дедушек о тех далеких военных годах. Чтобы работы получились более продуктивными, учащимся был предложен план сбора информации:
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Дата и место рождения.
3.Занятие детей в годы войны.
4.Послевоенные годы как сложилась их судьба.
При проведении внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала школьники были активны, инициативны. Хочется отметить то, что каждый ребенок проявил себя в каком-то мероприятии. В целом, можно говорить о положительной стороне использования краеведческого материала, возросла познавательная активность ребят, что способствовало повышению уровня произвольного внимания, а значит и более глубокому осмыслению материала.
Включение во внеклассную деятельность краеведческого материала способствовало осуществлению деятельностного подхода в обучении, который предполагает творческое самовыражение учащихся. При выполнении творческих заданий школьники с нарушениями интеллекта проделали трудную для них работу, требующую умения организовать свою деятельность, довести ее до конца, самостоятельности, целенаправленности и проявления волевых качеств. Работы ребят получились яркими, интересными, не похожими друг на друга. В них ученики с любовью и искренним интересом рассказали о судьбах своих прабабушек или прадедушек, причем постарались изложить материал грамотно, связно, развернуто. Все это говорит о том, что предложенная тема им небезразлична и близка. Выполняя творческую работу, учащиеся с помощью взрослых искали нужную информацию, обрабатывали ее; таким образом формировалось умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, оценивать результаты своего труда. Работы для ребят ценны еще и тем, что они выполнены совместно с родителями. Организация работы с родителями по изучению краеведения очень трудна, учитывая контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, но имеет важное значение: любая работа, выполненная ребенком совместно со своими родителями, тем более, если семья неблагополучная, ценится им выше, чем самостоятельная работа или работа, выполненная с помощью учителя.
Таким образом, по результатам наблюдений за деятельностью учащихся можно сделать вывод о том, что включение краеведческого материала во внеклассную работу способствовало повышению качества краеведческих знаний учащихся с нарушениями интеллекта, формированию у них устойчивого интереса к краеведению, развитию коммуникативных умений. Изучаемые темы вызывали эмоциональный отклик ребят, они активно общались, проявляли свое личное отношение к событиям, фактам, поступкам героев.
Педагогу, работающему с детьми с нарушениями в развитии, необходимо учитывать как особенности познавательной деятельности учащихся, своеобразие их личности, так и основные особенности усвоения знаний, в том числе и краеведческих; чтобы не допустить пробелов в знаниях, давать достоверный и интересный материал, подкрепляя его краеведческими примерами и фактами.
Использование краеведческого материала должно быть направлено на развитие познавательной активности школьников и носить коррекционную направленность.