СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие оперативной памяти как средство повышения уровня грамотности учащихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены типы упражнений, способствующие развитию оперативной памяти, которая является средством повышения уровня грамотности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие оперативной памяти как средство повышения уровня грамотности учащихся"»











Развитие оперативной памяти как средство повышения уровня грамотности учащихся



Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе обучения, в том числе и обучения родному языку. Наш опыт развития подсистемы памяти позволяет заметно повысить уровень грамматической, орфографической, пунктационной правильности речи.

Под оперативной памятью Н.И.Жинкин понимал кратковременную, непосредственную «память на операции, которые следует реализовать в процессе производства какого-либо действия».

Развитие грамотности школьников возможно на основе развития их оперативной речевой памяти при помощи специальных упражнений на уроках русского языка при изучении и повторении орфографических тем.

В нашем опыте развития оперативной памяти наиболее эффективными оказались следующие основные типы упражнений.

  1. Словарный диктант «Кто больше запомнит». Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку слов. Делает паузу, дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку и опять делает паузу, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока не будет записано количество слов, рекомендуемое для словарного диктанта.

  2. Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов. При распространении влево и вправо второстепенные члены предложения присоединяются к подлежащему и сказуемому. При распространении влево увеличивается нагрузка в основном на удерживающую оперативную память, при распространении вправо – на упреждающую, а при распространении влево и вправо – на оба вида памяти одновременно.

  3. Восстановление пропущенных частей предложения: его начала, конца, середины. Механизм действия памяти здесь такой же , как при распростанении предложения влево и вправо. Степень трудности измеряется количеством слов, расположенных между главными членами предложения.

  4. Восстановление деформированного текста. Учащиеся должны составить осмысленное, грамматически правильно оформленное предложение из «рассыпанных слов», например: хорошо, идти, по, осенний, лес, ранний, уторо! Задача упражнения заключается в том, чтобы постепенно увеличивать количество слов в деформированных предложениях.

  5. Перестановка частей предложения. Пример такого упражнения.

Каждое предложение запишите несколько раз, ставя деепричастные обороты то в начале, то в середине, то в конце. В результате перестановки причастных оборотов, деепричастных, вставных конструкций изменятся постановка знаков препинания, содержание, стилистические оттенки, при этом происходят изменения и в работе оперативной памяти.

Необходимо соединить работу по развитию речевой памяти с формированием орфографических умений и навыков. Этому способствует бережное отношение к упражнениям школьных учебников. На основе материалов учебника мы создаем свои упражнения. Для этих целей подходят связные тексты, обеспечивающие общую тему высказывания при конструировании отдельных предложений.

Таким образом, совершенствование оперативной речевой памяти может стать одним из эффективных путей повышения грамотности и развития речи учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!