Развитие культурно-познавательного туризма в современных условиях
- Астраханская область относится к территориям, отличающихся «мозаикой» в экологической обстановке, имеющая многообразие природных ресурсов и условий их реализации.
- На территории области имеется большое количество привлекательных в туристском плане природных и культурно-исторических объектов показа, что создает возможность для развития одного из наиболее перспективных видов туризма – культурно-познавательного.
- Однако, в настоящее время на территории Астраханской области в сферу туристской деятельности вовлечено лишь ряд отдельных культурных объектов и территорий. Вопросы устойчивого развития туризма в области становятся особо актуальными, особенно в отношении такого его вида как культурно-познавательный.
- Культура является фундаментом в основе процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов.
- Культурно-познавательный туризм в настоящее время представляет собой совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования.
- Расширению культурного туризма способствуют развитие всех видов транспорта, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране и в мире.
Объект исследования: культурно-познавательный туризм
Предмет исследования:
перспективы развития культурно-познавательного туризма
Цель исследования:
изучение и анализ развития культурно-познавательного туризма в современных условиях на примере Астраханской области
Задачи исследования:
- произвести анализ развития культурно-познавательного туризма в современных условиях;
- выделить проблему развития культурно-познавательного туризма и пути их решения;
- проанализировать инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях;
- определить роль Астраханской области в развитии культурно-познавательного туризма России;
- произвести анализ современного состояния и проблем развития культурно-познавательного туризма в Астраханской области;
- предложить рекомендации по совершенствованию и использованию туристских ресурсов Астраханской области для развития культурно-познавательного туризма на примере разработки культурно-познавательного маршрута по территории Астрахани и Астраханской области.
Культурно-познавательный туризм в структуре видов туризма
- Туризм – временные выезды граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
- Одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха является культурно-познавательный туризм.
- Одно из понятий культурно-познавательного туризма, это – различные виды путешествий, отвечающие за потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.
- Можно сказать, что культурно-познавательный туризм пересекается с другими видами туризма, где турист может не только провести досуг с целью отдыха, а узнать для себя новую информацию
- Главная цель культурно-познавательного туризма – это приобщение к материальным и духовным ценностям всевозможных стран и народов.
- Если развлекательный туризм направлен на получение ярких впечатлений от культурно-массовых мероприятий и развлекательных объектов, то познавательный туризм помогает туристам более детально узнать культуру отдельных народов.
- Культурно-познавательный туризм дает четкое понимание человеку как живут другие страны и народы, расширяет границы кругозора.
- Культурно-познавательный туризм считается не менее значимым туризмом в нынешней индустрии отдыха.
- Так, культурно-познавательный туризм, помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать в себя посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями
Факторы, относящиеся к преимуществам культурно-познавательного туризма
- возможность интеграции территориальных единиц (стран, округов, регионов);
- повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.
Уровни культурно-познавательного туризма
- профессиональный – основанный на профессиональных контактах;
- специализированный – где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;
- неспециализированный – потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;
- сопутствующий – потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию, и соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.
Виды культурно-познавательного туризма
- экскурсионный (познавательный) – ознакомление с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;
- религиозный – поездка по святым местам;
- этнографический – знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов;
- экологический – посещение не только историко-культурных, но и природных достопримечательностей.
Проблемы развития культурно-познавательного туризма
- высокая стоимость туров – складывается из высокой стоимости транспортного и гостиничного обслуживания;
- состояние инфраструктуры – невысокое качество автомобильных и железных дорог;
- отсутствие информации – не развита реклама о Росси как туристской дестинации и недостаточна информированность потребителя за рубежом;
- туристские формальности – необходимость оформления туристского въезда в Российскую Федерацию для граждан большинства стран;
- неблагоприятных имидж России за рубежом – в значительной степени формируется под влиянием западных СМИ;
- неблагоприятных инвестиционный климат – отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров.
Пути реализации данных проблем:
- улучшение нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- формирование и улучшение туристской инфраструктуры, а также сопутствующий транспорт, общественное питание;
- организация новых приоритетных туристских центров;
- продвижение России как страны в сфере рекламы и имиджа благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
- увеличение качества туристских и сопутствующих услуг;
- улучшение визовой политики, упрощение в оформлении и условий въезда в нашу страну туристов из стран;
- обеспечение безопасности туристов.
Анализ современного состояния культурно-познавательного туризма в Астраханской области
- Астраханскую область отличает выгодное географическое положение, значительный экономический, ресурсный, рекреационный, научный, технический, инфраструктурный потенциал.
- Астраханская область расположена в южной части Восточно-Европейской равнины в пределах Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги на площади 49 тыс. кв. км.
- Экономика данного региона является одной из самых динамичных в Южном федеральном округе Российской Федерации.
Проблемы состояния туризма в Астраханской области
- транспортное сообщение и качество оказания туристических услуг;
- отсутствие комплексной программы развития природно-ориентированного туризма, как основного вида в Астраханской области;
- здесь слабо развита туристская инфраструктура и достаточно ограничено предложение дополнительных услуг;
- отсутствие интегральных концепций природно-ориентированного туризма, очень мало информации об области как о туристическом центре.
В Астраханской области не сформирован имидж туристской дестинации, не проведено комплексное изучение и исследование туристских ресурсов, отсутствует статистика туристской конъюнктуры
Структура видов туризма в Астраханской области
Доминирует в Астраханской области рыболовно-охотничий туризм, удельный вес которого составляет 75%, вторая позиция принадлежит экологическому туризму, и в тройке лидеров также культурно-познавательный туризм.
Структура валового регионального продукта Астраханской области по состоянию на 2020г.
Доля туристской деятельности в структуре ВРП Астраханской области не значительна. Уровень развития сферы туризма, доля его вклада в ВРП Астраханской области зависит от масштаба и характера деятельности туристских фирм.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности коллективных средств размещения Астраханской области, млн.руб.
Доходы от предоставляемых услуг гостиниц и специализированных средств размещения увеличились по сравнению с 2019г. Прирост пришелся на специализированные средства размещения, в основном за счет туристских баз. По гостиницам и аналогичным средствам размещения доходы сократились .
Число гостиниц и аналогичных мест размещения в Астраханской области
На территории Астраханской области действуют 4 санаторно-курортных организации, 112 организаций отдыха (базы отдыха, кемпинги) и 52 туристские базы.
Число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось более чем в 2 раза, что свидетельствует о росте предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности данного сегмента туристского рынка Астраханской области.
SWOT-анализ развития рынка туристских услуг Астраханской области
ВЫВОДЫ:
- Перспективы развития туризма в АО связаны с ростом предложения туристских услуг в области культурно-познавательного, а также любительского рыболовного туризма, лечебно-оздоровительного туризма, событийного и археологического туризма, экскурсионного туризма.
- Усилия необходимо направить на обеспечение максимально полного использования уникального рекреационного, культурного, исторического, климатического потенциала, диверсификации спектра туристских услуг.
- Предпосылками и условиями достижения цели является сложившийся бренд территории как одной из основных точек туристского рыболовства в России, наличие биологических ресурсов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, санаторно-курортной инфраструктуры.
- Императивы развития сферы туризма в Астраханской области связаны с предложением новых туристских продуктов; эффективной ценовой политикой; созданием системы объектов туристской инфраструктуры; устранением административных барьеров; повышением результативности государственной регуляторной политики в сфере туризма.
Рекомендации по совершенствованию использования туристских ресурсов АО для развития культурно-познавательного тура
- В нашем регионе достаточно много не решенных проблем, поэтому были разработаны рекомендации по совершенствованию использования туристских ресурсов Астраханской области для развития культурно-познавательного тура на примере туристического агентства Манго Тревел.
- С этой целью был разработан турпродукт «Знакомство с Астраханью» (Астрахань – Камызяк – Нариманов – Сарай Бату – Астрахань) , основанный на туристских ресурсов Астрахани и Астраханской области.
1 день
- 12.00 Прибытие в Астрахань. Встреча., г.Астрахань. Трансфер в гостиницу «Азимут Отель Астрахань»***, размещение.
- 13.00 – 14.00 Обед в кафе «Азимут» - уютное кафе, расположено на первом этаже гостиницы «Азимут отель Астрахань».
- 14.30 Сбор в холле. Посадка в автобус.
- 15.00 – 18.00 Обзорная экскурсия по городу, поездка по главным улицам города, часовая прогулка по улице от Кремля до Благовещенского монастыря, экскурсия в Музей истории города.
- 19.00 Ужин в кафе «Азимут».
- 20.00 Свободное время. Можно посетить круглосуточный бар с живой музыкой, расположенный в холле гостиницы. Прогуляться по парку, вдоль реки.
2 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 10.00 Сбор в главном холле гостиницы.
- 10.00 – 13.30 Пешая прогулка до Астраханского Кремля. Экскурсия по Астраханскому Кремлю. Посещение этнографического музея.
- 13.30 – 14.30 Свободное время. По желанию - обед в кафе «На высоте», рядом с Астраханским Кремлем.
- 14.30 – 19.00 Продолжение экскурсии по Астраханскому Кремлю. Прогулка по Братскому садику и по Площади Ленина в сопровождении гида. Переход до гостиницы.
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
3 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 10.00 Сбор туристов в холе. Переезд до теплохода.
- 10.00 – 14.00 Прогулка на теплоходе. С борта экскурсионного теплохода туристы увидят три исторических района города, соединив приятный отдых на воде с интересной информацией о городе.
- 14.00 – 15.00 Свободное время. По желанию - обед в кафе Виктория.
- 15.00 – 18.00 Пешая прогулка с гидом до Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника и краеведческого музея. Переезд до гостиницы
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
4 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 18.00 Автобусная экскурсия в Астраханский заповедник на целый день.
- Посещение «Музея природы», прохождение по некоторым тропам, группами по 8 человек.
- Свободное время. По желанию - Обед может быть организован в столовой.
- Посадка в автобус.
- Переезд до гостиницы
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
5 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 18.30 Поездка в город Камызяк в 35 км от Астрахани. Посещение исторических объектов.
- Посещение городища Самосделка, недалеко от Камызяк, самый уникальный на сегодняшний день памятник археологии Астраханского края.
- Обед в ресторане «Феникс».
- Покупка местных сувениров.
- Отъезд в гостиницу.
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
6 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 11.30 Свободное время. Прогулка по набережной, парку.
- 11.30 – 16.00 Переезд из гостиницы в город Нариманов
- Посещение старинного храма Святого Пантелеймона.
- Усадьбы городища Хаджи-Тархан 13-14 веков.
- Поездка к озеру Тинаки - региональный памятник природы.
- 16.00 – 19.00 Свободное время. Прогулка по набережной, парку.
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
7 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 18.00 Поездка на автобусе на раскопки столицы Золотой Орды в г. Сарай-Бату.
В настоящее время на месте Сарай-Бату находится село Селитренное.
По пути предлагается посещение знаменитых «пирамид Газпрома».
В Селе посещение Историко-археологического музея-заповедника Селитренное городище.
- 19.00 Ужин в кафе Азимут.
- 20.00 Свободное время. Отдых
8 день
- 8 день
- 9.00 – 9.30 Завтрак в гостинице. Шведский стол.
- 9.30 – 13.00 Время на покупку сувениров. Свободное время.
- 13.30 – 14.00 По желанию - Обед в кафе «Азимут». Освобождение номеров. Трансфер в аэропорт.
Практическая значимость разработанного туристического продукта
- Разработанный туристический продукт «Знакомство с Астраханью» может быть внедрен в практическую деятельность туристического агентства «Манго Тревел», т.к. такие данные туристические продукты, основанные на использовании туристических ресурсов, повышают привлекательность Астраханской области для потенциальных туристов и способствуют рентабельности турфирмы, их реализующих.
Выводы по дипломному исследованию:
- 1. Ресурсный потенциал г. Астрахани и Астраханской области позволяет развивать различные виды туризма, но статус - область с многовековой историей, культурными памятниками, памятниками древней истории края и социально-культурной современности, которые отражают все этапы развития области, а так же сплетение здесь множества наций и различных культур, делает развитие культурно-познавательных видов туризма приоритетным направлением в развитии туристической инфраструктуры региона.
- 2. Развитие культурно-познавательного туризма в Астраханской области в настоящее время в значительной степени зависит от рекламно-информационной деятельности туристических предприятий города Астрахани и формирования положительного имиджа Астраханской области как привлекательного места для культурного туризма и отдыха.
- 3. Культурно-познавательный туризм при грамотном и всестороннем развитии способствует сохранению и восстановлению культурного наследия Астраханской области.
Выводы по дипломному исследованию:
Таким образом, культурно-познавательный туризм требует особого внимания по поиску новых идей, интересных мест и необычных объектов; разработке новых маршрутов, а также необходимости постоянно изучать международный опыт и перенимать наиболее эффективные направления данной сферы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!