СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Развитие и воспитание детей на занятиях по рукоделию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы руководителя кружка "Рукодельница" .

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие и воспитание детей на занятиях по рукоделию"»


Развитие и воспитание детей на занятиях по рукоделию


(Из опыта работы руководителя кружка «Рукодельница»

Шаповаловой Е.В.)





Вязание крючком отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды, декоративные вещи и удивительные игрушки. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в домашнем интерьере, так и в изготовлении игрушек.

А главное, эта работа способствует развитию творческого начала, которое поможет в будущем стать хорошей хозяйкой. Рационально использовать материалы, создавать красивые вещи, для семьи и квартиры своими руками. Огромный выбор инструментов и материалов, приспособлений, фурнитуры облегчит работу ребенка, сделает ее более интересной. А наличие разнообразной литературы по вязанию помогает в воплощении творческих идей.

Цель моей работы: научиться выполнять, подбирать узоры и мотивы для вязания игрушек крючком.

При работе над данной темой мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить историю вязания крючком.

  2. Изучить технологию вязания мотивов.

  3. Изучить технологию амигуруми.

  4. Выполнить качественную работу и продемонстрировать ее.

  5. Проделать исследование.

Необходимо заметить, что некоторое время назад в творческое объединение приходили дети, с начальными знаниями по вязанию. В настоящее время вязаную одежду покупают в магазине. И не удивительно, что маленькая девочка не знает, с помощью каких инструментов и техник выполнено то или иное изделие. Еще одно обстоятельство, осложняющее освоение детьми ручного вязания – слабое развитие моторики пальцев рук.

На основе анализа этих трудностей у меня как педагога появилась идея разработать цикл занятий по подготовке младшего школьника к вязанию крючком и спицами. В педагогической литературе отмечено, что вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля.

В первом полугодии обучающиеся работают с бумагой, картоном, нитками, учатся построению композиции декоративного изделия. Со второго полугодия начинается ознакомление детей с новым видом рукоделия – вязанием. Цель этих занятий – формирование интереса и желания овладеть ручным вязанием. Вводное занятие по теме проходит в форме путешествия в «Королевство вязания». Детям предлагается рассмотреть карту королевства, назвать его «жителей». Так дети знакомятся с материалом и инструментами для вязания. Продолжая «путешествие» по карте, обсуждаем, у кого какой «домик». Так мы знакомим детей с правилами техники безопасности работы с инструментами. Затем обучающимся предлагается задание: рассмотреть «фотографии» принцесс Королевства, придумать им имена, истории, охарактеризовать их рабочее место. Так дети сами формулируют правила организации рабочего места вязальщицы.

Что такое рукоделие? В принципе, это любые практики, в процессе которых с помощью рук и подручных инструментов изготавливаются изящные и красивые вещицы. Существуют традиционные виды рукоделия: вязание, шитье, вышивка и прочее. В наше время появились необычные виды рукоделий, где применяются современные материалы в оригинальных и непредсказуемых сочетаниях. Впрочем, важно не то, каким именно видом рукоделия заняться, а то, для чего. Трудолюбие, интерес к ручному труду, чувство вкуса, понимание красоты, незаурядность воспитывается активнее в процессе творческого труда, в процессе изготовления полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать изделия, которые будут изготовлять обучающие. Рукоделие как вид декоративно-прикладного искусства всегда было в первую очередь бытовым, и изучать его приемы следует, непременно создавая нужные изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в интерьере или станут частью костюма. Такое обучение делает занятие серьезным, практичными и интересным.

Н аступивший век – время больших скоростей. Человек целый день несется в круговерти повседневности, не имея возможности остановиться и вырваться из этого круга. Стремление создать как можно больше и как можно быстрее привело в итоге к тому, что нас окружают однотипные дома, интерьеры и даже одежда. Частенько случается такая ситуация, когда на улице вы встречаете человека, одетого в точно такую же вещь, как и вы. Ни кого не может порадовать такое совпадение. Человек начинает терять свою индивидуальность. Что нас отличает друг от друга? Красивые мелочи. Они создают настроение, отражают индивидуальность. Мы подчас много времени проводим у прилавков магазинов, пытаясь найти именно то, что наиболее точно отражает наши мироощущения. А если сделать модную вещь своими руками, применив собственную фантазию – смело можно рассчитывать на ее уникальность.

Занятие рукоделием способствуют приобретению технических знаний и развитию трудовых умений и навыков. На занятиях школьники применяют и закрепляют знания, полученные на других уроках. Таких как история (при изучении истории возникновения того или иного вида рукоделия), биология (знания о строении цветов). Развивают умение работать с красками, закрепляют знания по цветоведению, полученные на уроках ИЗО. Обучение различным видам рукоделия учит экономному подходу при работе, показывает возможность использования бросового материала, остатков от другой деятельности. Кроме того занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, внимательность, наблюдательность, а также воспитывают аккуратность, усидчивость.

Для некоторых детей полученные знания помогут определиться с будущей профессией.

С овременные городские женщины предпочитают заниматься рукоделием исключительно ради рационального использования свободного времени. Если когда-то женщина, умеющая вязать, обеспечивала свою семью модными вязаными изделиями, то сегодня этим видом рукоделия она занимается ради своего удовольствия. Психологи доказали, что люди, которые любят рукодельничать, гораздо спокойнее и уравновешеннее других.

Жизнь в современном мире предъявляет сегодня новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Процесс изготовления изделия по своему желанию всегда похоже на мини-проект: ведь надо выбрать изделие, которое хочется сделать, предъявить требования к этому изделию, научиться приемам его изготовления, подобрать материалы, цветовую гамму, а потом еще и поделиться впечатлениями о выполненной работе, рассказать понравился ли подарок родным. Включение занимающихся в проблемно-проектную деятельность при изучении различным видам декоративно-прикладного творчества происходит активизация творческого потенциала, развивается потребность в самообразовании, в достижении практических результатов.

К роме изучения различных видов рукоделия, на занятиях мы говорим о различных праздниках, о истории их возникновения и традициях отмечать; узнаем, откуда пошла традиция дарить подарки, какие они бывают, знакомятся с основными правилами этикета дарения и получения подарков. Именно подаркам уделяется основное внимание на занятиях по рукоделию. Для чего же? Не будем говорить о материальной стороне, деньги дети пока не получают. Но поиски подарков подчас способны испортить не только ожидание, но и сам праздник, поскольку может оказаться, что кто-то другой уже подарил точно такой же подарок. Не трудно помочь решить эту проблему. Ведь можно делать самим красивые, оригинальные подарки.

С ледует напомнить еще об одной важной функции подарка как такового. Этой функцией является функция передачи положительных эмоций. Подарок, сделанный своими руками, с любовью и заботой способен выполнить эту функцию гораздо лучше, чем, например, просто купленный в магазине сувенир. Хотя не стоит занимать слишком примитивную позицию по этому вопросу, нередко поиск и выбор "фабричного" подарка отнимает у дарителя очень много времени и сил, что свидетельствует о значимости того человека, для которого этот презент покупается. Но все же есть некоторые эмоции, которые красноречивее всего выражаются через самодельный подарок. Благодаря чему же подарок своими руками так хорошо справляется с функцией передачи эмоций? Ну, во-первых, изготавливая какую-нибудь вещь, человек вкладывает в нее свою душу, а это ни за какие деньги не купишь. Во-вторых, вы вкладываете туда свои ресурсы, такие как время, силы и эмоции, а эти ресурсы, опять же очень трудно оценить в финансовом эквиваленте. Одним из преимуществ, которое важно для дарителя, является отсутствие необходимости бегать по магазинам, однако, возникает необходимость овладение каким-либо мастерством, позволяющим что-то изготовить. Таким образом, самодельный презент имеет ряд преимуществ, которые ставят его в более выгодное положение по сравнению с подарками, купленными в магазине.


И детям очень нравиться делать подарки для своих родных и друзей…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!