Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Работа школьного научного общества учащихся "Эрудит"
(выступление на конференции, посвященной десятилетию
школьного НОУ «Эрудит»)
Подготовил:
учитель начальных классов
высшей категории
Головина Оксана Иосифовна
Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ «Светлинская СОШ №2».
Созданная в школе программа "Одарённые дети" предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, детьми с ОВЗ, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в сентябре 2006 года в нашей школе было создано научное общество учащихся «Эрудит» (далее-НОУ).
НОУ- добровольное объединение школьников, которое стремится к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Научное общество руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании в РФ» и Положением о научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научное общество учащихся имеет название - «Эрудит», Устав, эмблему, гимн НОУ, значок.
Главная цель НОУ "Эрудит" – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Задачи НОУ "Эрудит":
- развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
-содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
- развивать все формы научно-исследовательской работы, распространять положительный опыт организации этой работы;
- активно участвовать в интеллектуальной жизни школы, достойно представлять ее на конференциях научно-исследовательских работ.
Работа в НОУ "Эрудит" ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Тематика проводимых НОУ конференций разнообразная: от знаменательных дат до мировых и общественных проблем: «Роль учителя в современном обществе», «Человек-Земля-Вселенная», «Зорко одно лишь сердце», «Аксаковская осень», «Я - архитектор идеи», «1000 – летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира», «Дорогами войны», «Чернобыль. Боль моя» и другие.
Результативность деятельности научного общества «Эрудит» очевидна.
С каждым годом растёт количество участников школьных научно-практических конференций, которые становятся победителями и призёрами различных конкурсов, олимпиад, конференций как муниципального, регионального и так и всероссийского уровней.
Ежегодно наши ребята становятся победителями муниципальных конкурсов исследовательских работ «Шаг в будущее», «Ступеньки».
Участники-призеры муниципального конкурса
исследовательских работ и творческих проектов «Ступеньки»
| Название | Автор работы | Руководитель проекта |
1 | Вырастим лук на подоконнике | Афтени Иван | Плотникова Н.С. |
2 | Как вырастить фиалки | Шмакова Амнат | Стрельцова Г.В. |
3 | Узоры и орнамент на посуде | Поврозник Андрей и Юлия | Хомышина Л.Л. |
4 | Проект «Детская площадка» | Меремьянина Кристина Фазлыева Римма | Поливцева Т.В. |
5 | Новогодняя открытка в стиле скрапбукинга | Белоус Евгения | Белоус Н. |
6 | Творческий проект «Подарок для бабушки» | Князев Андрей | Головина О.И. |
7 | «ФГОС – это здоровье» | Клеван И. Нуршинов И. | Фетисова Н.Ф. |
8 | «Где заканчивается путешествие полиэтиленового мешка» | Усманова Римма | Головина О.И. |
Участники- призеры муниципального конкурса
творческих исследовательских работ «Шаг в будущее»
| Название | Автор работы | класс | Руководитель проекта |
1 | Влияние пассивного курения на живые организмы | Ковальчук Татьяна Тансикбаева Мадина | 10 | Яковлева С.Г. |
2 | Мир кристаллов | Жарлыканова Мадина Кущанова Роза | 8а | Цепкова Е.И. |
3 | «Белое загрязнение» | Дусмухамбетова Зарина Тареева Юлия | 9 а | Королева Е.И. |
4 | «Математика в моей будущей профессии» | Жарыкова Апагуль Баянова Динара Лыскова Наталья | 9 б кл | Карась С.А. Чухломина И.Н. |
5 | «Мир былинного эпоса» | Баянова Зарина Королева Анастасия | 8 «А» | Кугаева Р.К |
6 | «Таинство Крещения» | Вормсбехер Даниил Шкалыгин Александр | 6 «Б» | Темникова Г.А. |
Участие в НПК учителей и учащихся школы
Работы НОУ «Эрудит» демонстрировались на районных семинарах методических объединений учителей. В рамках районного семинара «Оренбуржью-270 лет» учащиеся Лепихина Н., Плешко Ю. (руководитель Кипина Л.В.) показали проект «Оренбургский пуховый платок как произведение искусства»; учащиеся Баянова З., Домбровский К., Ковальчук А., Головина Ю., Танирбиргенов Т., Бутеева С. (руководитель Кугаева Р.К.) продемонстрировали исследовательскую работу «Оренбургское казачество: его прошлое и настоящее», а Ковальчук Т. (руководитель Курлыкова Т.А.) показала проект «Моя родословная»,который занял призовое место во Всероссийском конкурсе.
Творческие проекты Лепихиной Н., Головина А. (руководитель Кипина Л.В.) заняли призовые места; Сяплина Н., Мендибаева Ж., Аманжулов Б., Логачев О. стали лауреатами Всероссийского дистанционного творческого конкурса для детей «Талантоха». Проект «Женщины в космосе» Таракановой Н. (руководитель Тюнева Н.В.) занял 2 место во Всероссийском конкурсе.
Члены НОУ «Эрудит» Байтенова А, Мирошкина Е, Кинах Н. принимали участие в международной научно-практической конференции «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление», проводившейся в г.Оренбурге. На ней они вместе со своим научным руководителем Баедиловой В.С. представили исследовательскую работу «Язык и культура» и заняли 3 место. Дипломом за исследовательскую работу «Улицы старого Оренбурга», подготовленную для конференции регионального уровня, была награждена Холодова Люба (руководитель Цепкова Е.И.). Исследовательская работа «Страна степи и ковылей» Холодова М. (руководитель Цепкова Е.И.) заняла призовое место в областном конкурсе.
Только за последние 5 лет призерами и победителями Всероссийских и Международных дистанционных конкурсов исследовательских работ стали более 40 человек.
Представители НОУ ежегодно участвуют во Всероссийских дистанционных творческих конкурсах для детей и взрослых «В мире прекрасного», «Твори! Участвуй! Побеждай!», "Золотая рыбка", «Поколение Индиго», «Онлайн олимпиады», в конкурсах порталов Центра педагогического мастерства «Новые идеи», Всероссийского центра творчества «Мои таланты» и других.
Необходимо отметить, что все учащиеся школы с ОВЗ принимают активное участие в научно-практических конференциях, представляя свои исследовательские проекты и творческие работы. Практика работы с детьми во внеурочное время показывает, что помимо повышения уровня адаптационных возможностей детей, создания основы для их когнитивного развития, значительные изменения происходят и в их эмоциональном восприятии мира. Взаимодействие с другими детьми помогает им принять устойчивые толерантные установки, проявить готовность к сотрудничеству со специалистами и педагогами, что является необходимым залогом успешного развития инклюзивной социальной и образовательной среды школы.
Опыт организации научно-практической конференции обучающихся с ОВЗ показывает, что востребованность публичного предъявления результатов своей деятельности среди обучающихся, педагогов и родителей чрезвычайно велика. Каждый образовательный результат, достигнутый "особыми детьми", воспринимается всеми участниками образовательных отношений как серьезное достижение, личный успех, достойный положительной публичной оценки.
Участие детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении,
в школьных научно-практических конференциях:
Участники НПК
| Название темы | ФИО | Класс | Результат |
1 | «Сказки гуляют по свету» | Васильева А., научный руководитель Марченко О.В. | 2 «А» | Сертификат участника, грамота |
2 | «Мои рыжие питомцы» | Задорожный Ю., научный руководитель Стрельцова А.В. | 2 «А» | Сертификат участника, грамота |
3 | «Букашки на лугу» | Ясуркаев И., научный руководитель Хохлачева Н.М. | 3 «А» | Сертификат участника, грамота |
4 | «Праздник балалайки» | Панченко В., научный руководитель Плотникова Н.С. | 3 «А» | Сертификат участника, грамота |
5 | «Удивительный мир пирамид» | Грищенко М., научный руководитель Карась С.А. | 10 кл. | Сертификат участника, грамота |
6 | «Роль геометрии в архитектуре» | Никифоров И., научный руководитель Горячкина Т.А. | 9 «Б» | Сертификат участника, грамота |
7 | «Природные ископаемые Оренбургской области» | Бусс Г., научный руководитель Королева Е.И. | 11 кл. | Сертификат участника, грамота |
8 | «Все профессии важны, с математикой дружны» | Пономарева Д., научный руководитель Головина О.И. | 7 «А» | Сертификат участника, грамота |
9 | «Утренняя гимнастика» | Бызгаев В., научный руководитель Гулакова В.Э. | 9 «Б» | Сертификат участника, грамота |
Участники НПК
№ п/п | Тема исследовательской работы. | Участники | Класс | Результат |
1. | Подарок «Петушок» | Сарапулов Максим, научный руководитель Хомышина Л.Л. | 1 «Б» | Сертификат участника, грамота |
2. | «Подарок своими руками» | Пономарева Дарья, научный руководитель Королева Е.И. | 8 «А» | Сертификат участника, грамота |
3. | Пицца «Радость» | Задорожный Юрий, научный руководитель Стрельцова Г.В. | 3 «А» | Сертификат участника, грамота |
4. | «Почему снег хрустит?» | Загоровская Софья, научный руководитель Безрукова О.Н. | 3 «В» | Сертификат участника, грамота |
5. | «Матрешка – символ России» | Панченко Вероника, научный руководитель Марченко О.В. | 4 «А» | Сертификат участника, грамота |
6. | «Изучаем время» | Ясуркаев Ибрагим, научный руководитель Хохлачева Н.М. | 4 «А» | Сертификат участника, грамота |
7. | «Мое творчество» | Пономарева Дарья, научный руководитель Королева Е.И. | 8 «А» | Сертификат участника, грамота |
8. | «Профессии, которые мы выбираем» | Цопкин Никита, научный руководитель Осипова Т.М. | 8 «А» | Сертификат участника, грамота |
9. | «Диаграммы и их применения в школьной практике» | Бызгаев Виктор, научный руководитель Дусмухамбетов Н.Н. | 10 | Сертификат участника, грамота |
10. | «Паралимпийские игры» | Грищенко Максим, научный руководитель Ломенко В.Г. | 11 | Сертификат участника, грамота |
Научное общество учащихся провело большую работу по сбору материала об истории и людях Светлинского района. Собрали богатый материал по истории родного поселка, который стал достоянием всех желающих с ним познакомиться.
Работа в НОУ позволяет формировать интересы, склонности учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований, развивает интерес к познанию мира, умение самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике, способствует мотивационному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Организация работы НОУ помогла раскрыть творческий потенциал учащихся и педагогов школы и сделала возможным использование его в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе школы.
Материалы о работе НОУ «Эрудит» регулярно публикуются в районной газете «Степные огни», на сайте школы.