СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с агрессивным поведением в условиях современной школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с агрессивным поведением в условиях современной школы"»

ГУ «Кенаральская СШ» Отдела образования

Федоровского района»













Психолого-педагогическое сопровождение детей с агрессивным поведением в условиях современной школы.








Подготовила: Г. Ахметова




















В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности.

В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект.

Проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Басом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.

сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Психологическая диагностика

Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности школьников можно использовать методики Басса-Дарки и тест руки Вагнера.

После определения уровня агрессивности приступают к составлению программы, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина, и других, что изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

В Кенаральской средней школе была проведена исследовательская работа, основной целью которой явилось выявление зависимости проявления агрессии, агрессивности и враждебности от пола и возраста детей и подростков и разработка практических рекомендаций родителям и педагогам по работе с детьми с повышенным уровнем агрессивности и враждебности.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

  1. Выявить зависимость проявления агрессивности, враждебности и агрессии от возраста и пола детей и подростков.

  2. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми с повышенным уровнем агрессивности и враждебности.



Психологическая коррекция.

Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

– принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

– принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

– принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

1. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка.

Мною реализуется программа «Уроки общения» в 5 классе.

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога или психотерапевта, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

Организация работы строится на принципах:

гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;

конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;

компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

ответственности -  психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Задачи и средства коррекции детской агрессивности

Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки ученика;

Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений;

Формирование у мальчика моральных представлений;

Тренаж психомоторных функций;

Снятие чрезмерного напряжения и тревожности ребенка;

Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении;

Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.

Методы:

Наглядные - использование картинок, презентации «Эмоции: грусть, печаль, радость, спокойствие»

Практические – упражнения, рисование.

Словесные - объяснение, беседа, примеры литературных героев.

Технические средства – магнитофон


Основные направления работы

Психолого-педагогическая коррекция, направленная на развитие:

- эмоций печали, радости, грусти, спокойствия и т.д.;

- обучение ауторелаксации, тренаж психомоторных функций.

- кор­рекционные упражнения, направленные на снятие чрезмерного напряжения и тревожности

ребенка, на снятие страха, неуверенности, склонности к негативным реакциям.

- формирование самосознания адекватной самооценки ученика;

В результате данная программа поможет ребенку в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 3-х направлениях:

1 направление.       Работа с гневом.

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.


Рекомендации:

1. Нарисовать обидчика. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

2. Увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

Комкать и рвать бумагу

Бить подушку или боксерскую грушу

Топать ногами

Написать на бумаге все слова, которые хочет сказать, скомкать и выбросить

Втирать пластилин в бумагу или картонку

Использовать водяной пистолет

Батут, надувные дубинки

Громко кричать, используя «стаканчик для крика», сделанного из ватмана и т.д.

Пинать подушку ногой или консервную банку (из под «спрайта», «пепси» и т.д.)

«Листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

2 направление. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Детей можно попросить сделать рисунки на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок. Такую технологию я использую также при работе с 11 классом, подготовка к ЕНТ.

Также использую и другие формы и методы:

проводить беседы с ребенком

рисовать

играть


ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.

Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.       Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!