СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение метода «фишбоун» на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан метод критического мышления "фишбоун" и приведены примеры применения метода на уроках ИЗО в 5 классе. Говорится о том, какие УУД данный метод формирует.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение метода «фишбоун» на уроках изобразительного искусства в 5 классе"»

Применение метода «фишбоун»

на уроках изобразительного искусства в 5 классе

В настоящее время в системе образования появляется много современных прогрессивных методик, развивающих психические процессы детей: мышление, память, воображение, речь, мотивацию учащихся. Приветствуются технологии, которые стимулируют процесс саморазвития детей. По обновлённым требованиям ФГОС важно не просто дать учащимся конкретные предметные знания, а научить способам действий. Именно системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Нам нужно идти в ногу с современными требованиями, с современными практиками, поэтому в своей работе, на уроках изобразительного искусства, я стала применять приём «Фишбоун».

Эффективность этого метода в развитии мыслительных способностей детей доказана наукой и практикой. Данный метод, позволяет развивать у учащихся навыки работы с информацией, умение выделять главное в тексте, ставить вопросы и решать проблемы. С помощью метода «фишбоун» ребенок научится прослеживать связи между явлениями действительности, делать выводы [1].

Метод «Фишбоун» относится к технологии критического мышления. Фишбоун развивает у детей умение критически мыслить через наглядно-содержательную форму. Кроме того, с помощью этого приема ученики: приобретают навыки фронтальной работы, работы в парах и группах; определяют значение различных факторов и ранжируют их; учатся оценивать явления окружающего мира.

Фишбоун (от англ. fishbone method) переводится как «рыбий скелет» или «рыбья кость». Такое название он получил за внешний вид схемы, которая похожа на скелет рыбы [2].

В основе метода лежит схема – графический способ передачи информации, как средство формирования УУД.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове

Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий [3].

Прием фишбоун настолько универсален, что может быть использован на любом типе уроков изобразительного искусства 5 классе

Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Приведу примеры составления схем на уроках ИЗО в 5 классе. Учебник "Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. ФГОС".

Изучая тему I четверти «Древние образы в народном искусстве», детям предлагается задание:

заполнить схему, ответить на вопрос, который задаёт «голова рыбы». На верхних костях скелета расположить (записать) то, что люди изображали, украшая предметы быта, а на нижних костях скелета расположить значение данного изображения. Проанализировать составленное содержание «фишбоуна» (рыбьего скелета) и в хвосте записать вывод.

Информацию для ответа на вопрос можно взять из параграфа учебника или предложить учащимся дополнительный текст для работы.

Что даст проделанная работа учащимся:

- формируется умение выполнять работу по заданию, решать конкретно поставленную задачу;

- развиваются навыки работы с текстом, умение выделать из общего текста нужные слова, определения для ответа на поставленный вопрос;

- развиваются коммуникативные навыки;

- формируется умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать вывод;

- развиваются регулятивные навыки;

- повышается уровень мыслительных способностей, внимания, памяти.

Приём работы «фишбоун» можно использовать практически на каждом уроке. В параграфах учебника достаточно материала, чтобы использовать для заполнения схемы.

Т ема первой четверти «Убранство русской избы». Детям раздаются заранее подготовленные листы, на которых изображена схема фишбоун. Задание: изучить текст параграфа, найти ответ на вопрос, который задаёт «голова рыбы». На верхних рёбрах записать детали оформления крестьянской избы, на нижних их значение. На хвосте записать вывод. Готовая схема должна выглядеть примерно так:


В ходе выполнения задания происходит непосредственная работа ученика с текстом, направленная на осмысление, анализирование, выделение главного. Формируются навыки работы с информацией. Из большого объёма информации выделяется то, что необходимо запомнить ученику. Большой объём информации предстаёт в сжатой, наглядной форме.

Схему можно располагать как горизонтально, так и вертикально.

Важно то, что обучая детей работе заполнения схемы, направленной на решение проблемы, развивается критическое мышление и стимулируется творческое, что отвечает одной из задач современной школы.

Формируются УУД.

Регулятивные - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные УУД – умение оформлять свои мысли в письменной схематической форме. Работая в группе вступать в диалог, понимать мысль других и высказывать свою.

Личностные УУД – способность к самооценке, умение доводить дело до конечного результата.

Познавательные УУД – умение добывать знания, расширять свой кругозор, находить ответы на вопросы используя материал учебника, информацию, полученную на уроке.




Используемые источники информации:

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

  2. https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/fishbone

  3. Выступление на тему «Метод Фишбоун» https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-tiemu-mietod-fishboun.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!