ФГОС НОО и ООО: актуальные проблемы обеспечения преемственности
Скрябина Ольга Алексеевна,
учитель математики и информатики
МБОУ «Чернопольская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
2017
Стандарт как совокупность трех систем требований
- К результатам освоения
- образовательных программ
К структуре образо-
вательных программ
К условиям реализации
образовательных программ
Федеральный Закон «Об образовании»
Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ:
- начального общего
- основного общего
- среднего полного общего
начального профессионального
среднего профессионального
высшего профессионального образования
В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и развития.
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.
В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и
оценивать свои
достижения.
Научить
учиться
Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
В п.10 Стандарта описаны общие требования, устанавливаемые стандартом к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.
Программа формирования УУД включает в себя:
- - ценностные ориентиры содержания образования;
- - характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:
- методологическом;
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
Преемственность на методологическом уровне:
- Системно-деятельностный подход
Ключевые акценты системно- деятельностного подхода
- Обучение в деятельности и через деятельность.
- Активная позиция ученика в деятельности (Мышление, эмоционально-волевая, личностная сфера, рефлексия. Продукт деятельности).
- Организация образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества.
- Приоритет интерактивным, поисковым методам обучения, проектным формам взаимодействия.
- Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников.
- Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.
Инновационные технологии системно-деятельностного подхода:
- Технология развития критического мышления
- Технология проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий
- Технология проектно-исследовательской деятельности
- Технология диалогового обучения
- Технология учебного сотрудничества
- ТРИЗ-технология и др.
Метапредметный подход
- создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Деятельностные единицы метапредметного содержания
- понятия,
- модели,
- идеализации,
- схемы,
- различия,
- системы и систематики знаний,
- задачи,
- проблемы
Преемственность на уровне целей, задач, результатов:
- Предметные результаты - есть совокупность культурных предметных способов/средств действий (научных понятий), которые необходимы для продолжения обучения на следующей ступени образования.
- Метапредметные результаты – есть совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование основных ключевых компетентностей: умение учиться (учебная компетентность), учебное сотрудничество (коммуникативная компетентность) и информационная компетентность.
- Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты
ФГОС НОО
ФГОС ООО
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
картине мира.
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты
ФГОС НОО
ФГОС ООО
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты
ФГОС НОО
ФГОС ООО
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность мотивации к обучению и познанию,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
системы значимых социальных и межличностных отношений,
социальные компетенции,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,
личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Преемственность на уровне содержания образования, организационных форм
Образовательная область
Базовые компоненты
Модули
(внутрипредметные и межпредметные)
Практикумы
Учебные курсы
Проектная деятельность
Базовые (могут быть как целостными, так и модульными)
Профильные, предпрофильные
Экспериментально-исследовательская
Полевые
деятельность
практики
Самостоятельная работа учащихся
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Вывод
Преемственность
– это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Спасибо за внимание!