СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья — презентация на тему «ФГОС НОО и ООО. Актуальные проблемы обеспечения преемственности».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены основные проблемы обеспечения преемственности между начальной и основной школой с точки зрения ФГОС, согласно которому главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным, а затем обеспечить плавнй переход из начальной школы в основную.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья — презентация на тему «ФГОС НОО и ООО. Актуальные проблемы обеспечения преемственности».»

 ФГОС НОО и ООО: актуальные проблемы обеспечения преемственности   Скрябина Ольга Алексеевна, учитель математики и информатики МБОУ «Чернопольская средняя школа» Белогорского района Республики Крым 2017

ФГОС НОО и ООО: актуальные проблемы обеспечения преемственности

Скрябина Ольга Алексеевна,

учитель математики и информатики

МБОУ «Чернопольская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым

2017

Стандарт как совокупность  трех систем требований К результатам освоения образовательных программ К структуре образо- вательных программ К условиям реализации образовательных программ

Стандарт как совокупность трех систем требований

  • К результатам освоения
  • образовательных программ

К структуре образо-

вательных программ

К условиям реализации

образовательных программ

 Федеральный Закон «Об образовании»   Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ: начального общего основного общего среднего полного общего  начального профессионального  среднего профессионального  высшего профессионального образования

Федеральный Закон «Об образовании»

Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ:

  • начального общего
  • основного общего
  • среднего полного общего

начального профессионального

среднего профессионального

высшего профессионального образования

    В основе ФГОС лежит принцип:  Единство преемственности и развития.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования

В основе ФГОС лежит принцип: Единство преемственности и развития.

Федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный

государственный

образовательный стандарт основного общего образования

Основанием преемственности  разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .

Основанием преемственности

разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .

  «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.     В.А. Сухомлинский,  книга «Разговор с молодым директором школы»

«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.

В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»

 Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и  оценивать свои  достижения. Научить учиться

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути её реализации,
  • контролировать и

оценивать свои

достижения.

Научить

учиться

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.  В п.10 Стандарта описаны общие требования, устанавливаемые стандартом к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

В п.10 Стандарта описаны общие требования, устанавливаемые стандартом к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

 Овладение учащимися УУД  создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.   Программа формирования УУД включает в себя: - ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.

Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Программа формирования УУД включает в себя:

  • - ценностные ориентиры содержания образования;
  • - характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
  • - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
 Преемственность  при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: - методологическом; - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне:

- методологическом;

- целей и задач;

- содержания образования;

- организационных форм;

- планируемых результатов

Преемственность   на методологическом уровне: Системно-деятельностный подход  Метапредметный подход

Преемственность на методологическом уровне:

  • Системно-деятельностный подход

  • Метапредметный подход
Ключевые акценты системно-  деятельностного подхода Обучение в деятельности и через деятельность. Активная позиция ученика в деятельности (Мышление, эмоционально-волевая, личностная сфера, рефлексия. Продукт деятельности). Организация образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества. Приоритет интерактивным, поисковым методам обучения, проектным формам взаимодействия. Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников.  Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.

Ключевые акценты системно- деятельностного подхода

  • Обучение в деятельности и через деятельность.
  • Активная позиция ученика в деятельности (Мышление, эмоционально-волевая, личностная сфера, рефлексия. Продукт деятельности).
  • Организация образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества.
  • Приоритет интерактивным, поисковым методам обучения, проектным формам взаимодействия.
  • Целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников.
  • Использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, то есть субъектную оценку деятельности учеников.
 Инновационные технологии системно-деятельностного подхода: Технология развития критического мышления Технология проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий Технология проектно-исследовательской деятельности Технология диалогового обучения Технология учебного сотрудничества ТРИЗ-технология и др.

Инновационные технологии системно-деятельностного подхода:

  • Технология развития критического мышления
  • Технология проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий
  • Технология проектно-исследовательской деятельности
  • Технология диалогового обучения
  • Технология учебного сотрудничества
  • ТРИЗ-технология и др.
Метапредметный подход создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.  Деятельностные единицы метапредметного содержания понятия, модели, идеализации, схемы, различия,  системы и систематики знаний, задачи, проблемы

Метапредметный подход

  • создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне. 

Деятельностные единицы метапредметного содержания

  • понятия,
  • модели,
  • идеализации,
  • схемы,
  • различия,
  • системы и систематики знаний,
  • задачи,
  • проблемы

 Преемственность  на уровне целей, задач, результатов: Предметные результаты - есть совокупность культурных предметных способов/средств действий (научных понятий), которые необходимы для продолжения обучения на следующей ступени образования. Метапредметные результаты – есть совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование основных ключевых компетентностей: умение учиться (учебная компетентность), учебное сотрудничество (коммуникативная компетентность) и информационная компетентность.  Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.

Преемственность на уровне целей, задач, результатов:

  • Предметные результаты - есть совокупность культурных предметных способов/средств действий (научных понятий), которые необходимы для продолжения обучения на следующей ступени образования.
  • Метапредметные результаты – есть совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование основных ключевых компетентностей: умение учиться (учебная компетентность), учебное сотрудничество (коммуникативная компетентность) и информационная компетентность.
  • Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной траектории; социального действия и морального поведения (ценностно-смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной жизни в современном мире.
 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие  Предметные  результаты ФГОС НОО ФГОС ООО освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,  картине мира. формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты

ФГОС НОО

ФГОС ООО

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,

освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,

его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной

его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

картине мира.

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

 ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты   ФГОС НОО ФГОС ООО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты

ФГОС НОО

ФГОС ООО

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

построение индивидуальной образовательной траектории

  ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие   Личностные результаты   ФГОС НОО ФГОС ООО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и познанию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,  системы значимых социальных и межличностных отношений, социальные компетенции, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты

ФГОС НОО

ФГОС ООО

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность мотивации к обучению и познанию,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

системы значимых социальных и межличностных отношений,

социальные компетенции,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,

личностные качества;

сформированность основ гражданской идентичности.

способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Преемственность на уровне содержания образования, организационных форм Образовательная область Базовые компоненты Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы Учебные курсы Проектная деятельность Базовые (могут быть как целостными, так и модульными) Профильные, предпрофильные Экспериментально-исследовательская Полевые деятельность практики Самостоятельная работа учащихся

Преемственность на уровне содержания образования, организационных форм

Образовательная область

Базовые компоненты

Модули

(внутрипредметные и межпредметные)

Практикумы

Учебные курсы

Проектная деятельность

Базовые (могут быть как целостными, так и модульными)

Профильные, предпрофильные

Экспериментально-исследовательская

Полевые

деятельность

практики

Самостоятельная работа учащихся

  ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие  Цель НОО Цель ООО учить ученика учиться  учить ученика учиться в общении

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие

Цель НОО

Цель ООО

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

 В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

В программе ООО нашёл отражение принцип преемственности НОО, в ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

 Вывод   Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Вывод

Преемственность

это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!