СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Социально-бытовая ориентировка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Социально-бытовая ориентировка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"»

Статья по теме :

Социально-бытовая ориентировка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Расширение социальных связей воспитанников образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), происходит за счет имеющихся учебных мастерских, работа в которых способствует коррекции основных нарушений развития при умственной отсталости. Непосредственно реализация данного принципа находит свое отражение в важном разделе программы ‒ «социально-бытовая ориентировка».

Цель учебного процесса ‒ сформировать у обучающихся определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей. Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом зависит от умения учителя-дефектолога правильно строить педагогический(коррекционный) процесс, используя разные формы и методы обучения. Занятия с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по бытовой ориентации организуются главным образом в форме экскурсий и уроков, которые проходят в виде сюжетно-ролевых игр. При таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении обучающихся.

Форма и организация учебного процесса-«Урок». Уроки по социально-бытовой ориентировке организуются в специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы и т.п.). Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички типа «магазин», «почта», и т.п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому. Программа по данному предмету построена таким образом, что многие ее разделы («правила уличного движения», «торговля», «транспорт» и т.д.) обучающиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это даст учителю-дефектологу возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой ‒ постоянно повторять пройденное. Сюжетно-ролевые игры во всех случаях должны отражать личный опыт обучающихся, определяться конкретными окружающими условиями.

Большую роль в выработке у обучающихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы обучающиеся не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.Учебная программа по социально-бытовой ориентировке определяет обязательные экскурсии, которые необходимо проводить по той или иной теме.

В педагогике различают три основных метода обучения: словесный, наглядный и практический. В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Словесные методы всегда должны сочетаться с использованием наглядности и собственной деятельностью обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). К практическим методам относятся письменные упражнения ‒ выполнение заданий. В наглядные методы обучения входит и использование на уроках социально-бытовой ориентировки картин. К словесным методам обучения относятся: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ ‒ это живое, образное изложение учителем-дефектологом учебного материала. Как метод обучения он используется на занятиях социально-бытовой ориентировки тогда, когда необходимо, например, охарактеризовать в доступной форме права и обязанности российских граждан, назначение различных профессии и т. д. Чтобы обучающиеся могли воспринимать учебный материал со слов учителя, к рассказу как методу обучения предъявляют следующие требования:

  • объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для обучающихся данного года обучения;

  • новый материал должен быть связан с уже имеющимися у обучающихся знаниями;

  • время рассказа должно быть не продолжительным;

  • изложение должно быть предельно четким, ясным и эмоциональным; речь учителя должна быть правильной, простой, без непонятных обучающимся выражений.

Объяснение ‒ это особый метод изложения учителем учебного материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении обучающихся с новыми понятиями и словами, а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Основные требования к объяснению как к методу обучения: непродолжительность, доступность и ясность изложения, краткость.

Беседа ‒ это совместное обсуждение учебного материала учителем и обучающимися. Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу, то есть, необходим определенный уровень сформированности диалогической речи.

Речь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается недоразвитием. Они не всегда или с трудом понимают обращенные к ним высказывания, их словарный запас ограничен. Но по мере проведения коррекционно-воспитательной работы их речь заметно улучшается. В связи с этим особую роль играют занятия социально-бытовой ориентировки и трудового обучения, что обусловлено следующим: в старших классах перечисленные предметы являются ведущими в общей системе учебной работы с обучающимися; их практическая направленность в наибольшей степени содействует социально-трудовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уроки социально-бытовой ориентировки должны содействовать не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и быть направленными на совершенствование их разговорной речи. С помощью учебно-игровых ситуаций учитель-дефектолог создает условия для возникновения диалога между обучающимися и педагогом. Во время таких уроков дети усваивают слова, которыми будут пользоваться в быту или в работе.

Используемые на уроках социально-бытовые ориентировки, учебно-игровые ситуации обязательно должны отвечать ряду требований:

1. вызывать интерес у обучающихся;

2. строится с учетом жизненного опыта обучающихся, при этом подбирается тематика занятий, близкая и понятная воспитанникам;

3. соответствовать речевому развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Планируя уроки социально-бытовой ориентировки, учитель выделяет основные их этапы, каждый из которых представляет собой организацию речевого общения обучающихся. Уроки социально-бытовой ориентировки строятся с учетом речевых возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особую роль в работе по развитию речи играют уроки труда. Следует отметить, что к труду обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляют живой интерес, что в свою очередь, повышает продуктивность работы над диалогической речью. Занятия трудом способствуют развитию речевого общения обучающихся, что, в свою очередь, помогает лучше организовать трудовой процесс.

Таким образом, методические рекомендации могут оказать существенную помощь педагогам образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП).

Следуя мысли Л. C. Выготского, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) становится для ребенка несчастьем не как психический, а как социальный факт. В любой новой социальной среде лицо с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) демонстрирует стереотипы сложившегося поведения, тем самым, заставляя относиться к нему с позиции «над», «сверху». Специальной задачей образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), является коррекция дефектов развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе социально- бытовой (социально-трудовой) адаптации.

Таким образом, делая вывод, можно уверенно сказать, что основной целью социально-бытовой (социально-трудовой) адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является осознанный выбор жизненного пути, профессиональное самоопределение, подготовка к труду в течение жизни, к «карьере» ‒ возможности адаптироваться в социуме на уровне реалий сегодняшнего дня. В этом им должны помочь взрослые – профессионалы в области «олигофренопедагогики», которые в совершенстве владеют технологиями трудового и профессионального обучения и создают условия для того, чтобы социально-бытовая (социально-трудовая) адаптация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произошла на самом адекватном и возможном уровне для каждого из этих лиц.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!