СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Проектная задача "Мой город" как способ формирования универсальных учебный действий младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье рассматривается роль краеведческой работы в начальной школе. По нашему мнению, основной целью краеведческой деятельности является углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края, а также формирование универсальных учебных действий. В общеобразовательном учреждении краеведческую деятельность можно проводить на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внеурочной работе. Существуют разнообразные формы краеведческой работы, мы для реализации данной деятельности выбрали проектную задачу.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Проектная задача "Мой город" как способ формирования универсальных учебный действий младших школьников.»

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «МОЙ ГОРОД» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Д.В. Трофимова

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель О.С. Яковец

Аннотация:

В статье рассматривается роль краеведческой работы в начальной школе. По нашему мнению, основной целью краеведческой деятельности является углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края, а также формирование универсальных учебных действий. В общеобразовательном учреждении краеведческую деятельность можно проводить на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внеурочной работе. Существуют разнообразные формы краеведческой работы, мы для реализации данной деятельности выбрали проектную задачу.

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, проектная задача, универсально- учебные действия.

Любовь к Родине начинается с любви к родному городу, месту, где родился и вырос.

Мой родной город — это место, где я родился и вырос. В настоящее время особенно важно воспитать культурного человека, понимающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу своей Родины. Изучение своей малой родины воспитывает патриотизм, любовь к своему краю и людям, ответственность.

Краеведение в начальной школе имеет огромное значение для нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания обучающихся. Оно является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий как основных умений, прописанных в стандарте начального общего образования [3].

При анализе выпускной проверочной работы 4 класса, мы увидели, что выпускники допускают больше всего ошибок в заданиях 10.1, 10.2, 10.3, где как раз идет упор на краеведческий материал. От выпускников начальной школы ожидаются определенные результаты:

Для успешного выполнения заданий, ребенку необходимы сформированные определенные познавательные универсальные учебные действия. В частности, такие как работа с информацией.

Таким образом, задача школьного учителя - создать условия для успешного усвоения УУД [2: 45].

Работая над этой проблемой, мы определили два направления деятельности:

1. Теоретическое (работа с информацией).

2. Практическое (проектная задача).

Объединяя эти два компонента деятельности, можно выйти к реализации проектной задачи для развития универсально учебных действий по работе с информацией у обучающихся на основе краеведческого материла. Реализацию проектной задачи решили осуществлять на внеурочных занятиях. Особое значение имеет то, что в процессе работы над проектными задачами каждый учащийся познаёт мир, работает в команде, осваивает новые способы действий. В ходе решения ряда проектных задач у младших школьников формируются способности рефлексировать (выделять ошибки), ставить и достигать цели (планировать свою деятельность), моделировать (работать с разными формами представления информации), вступать в коммуникацию (взаимодействует при решении задачи).

При разработке проектных задач на краеведческом содержании, темы могут быть самыми разнообразными, например: «Край, в котором я живу», «Путешествуем по моему городу», «Следствие ведут знатоки» и многие другие. При работе с проектной задачей обращаемся к методическому сборнику В.Г. Смеловой «Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе», где описываются методика проведения проектных задач, приведены примеры организации по разным направлениям.

Условно этапы организации проектной задачи можно представить в следующей модели:


Рисунок 1- Структура организации проектной задачи.

При выполнении проектной задачи обучающиеся выполняют ряд заданий, необходимых для создания итогового продукта и решения поставленной проблемы. При этом содержание самих заданий будет направленно на предметные результаты и на формирования универсально учебных действий.

Приведем пример.

Проектная задача «Памятники нашего города» состоит из трех заданий, выполнять задания можно в любой последовательности. Первоначально перед классом ставится проблема: в наш прекрасный город в гости приезжают люди из разных городов нашей страны и даже из других стран. В связи с этим, городской отдел туризма и культуры обращается к вам с просьбой сделать информационно – рекламный буклет, или газету, презентацию о Красноярске, чтобы познакомить гостей с историей, достопримечательностями, памятниками. Обучающиеся составляют план по решения данной проблемы, выбирают средства и материалы, требующиеся для его реализации. Хотим подчеркнуть, что при работе с проектными задачами очень важен процесс, а не только результат. Задания должны заинтересовать ребёнка, вовлечь в деятельность.

Задание 1. предполагает определение того, что из себя представляют памятники культуры в городе Красноярск. Обучающимся необходимо прочитать и проанализировать текст. В данном тексте им необходимо выделить, что представляют собой памятники культуры и выделить примеры, создать схему. Эту информацию обучающиеся фиксируют письменно. Результат – правильно выделена информация о том, что такое памятники культуры, приведены примеры, выделены виды памятников культуры














Памятники культуры- строения, памятные места и предметы, которые связаны с развитием общества и государства, историческими событиями.

Памятники культуры- произведения творчества, которые представляют художественную, научную, историческую или другую культурную ценность.

ЗНАЧЕНИЕ: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ ПАМЯТНИКИ

Очутиться в прошлом, увидеть своими глазами людей и здания давно прошедших веков, – для этого не нужна сказочная машина времени. Памятники культуры и истории – вот что доносит до будущих поколений «дела минувших дней».

КАКИЕ БЫВАЮТ?

Архитектурные: исторические центры, площади, улицы и кварталы, отдельные архитектурные сооружения и целые ансамбли вместе с произведениями декоративного, монументального, изобразительного искусства.

Исторические: сооружения, дома и ансамбли, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся лиц, бытом и культурой народов, важными событиями истории.

Археологические: остатки древних стоянок, поселений, жизнедеятельности первобытных людей, наскальные рисунки, места давних битв.

Садово-парковые: представляют собой выдающиеся сочетания паркового строительства с природным или рукотворным рельефом местности.

Ландшафтные: памятники природы, образованные естественным образом и единственные в своем роде. Они могут иметь экологическое, научное, эстетическое или культурное значение.

Монументальные: произведения изобразительного искусства. Монументы часто связаны с другими видами достопримечательностей (архитектурными, археологическими).















































Задание № 2. ставит задачу, распределить памятники культуры по описанию. Обучающимся нужно изучить тексты о разных памятниках культуры. После прочтения, обучающиеся сопоставляют иллюстрации с описанием памятника. Результат – правильно подобраны иллюстрации.

30 августа 1997 года в Красноярске был установлен памятник основателю города, Андрею Дубенскому. Располагается на Покровской горе, это одна из самых высоких точек города. Бронзовый воевода стоит на высоком гранитном постаменте. В одной руке он держит свиток, а другой как бы указывает на то, что здесь будет основан город. Высота памятника с постаментом – 7 метров. Монумент считается одним из главных и символичных памятников.












«Белая лошадь» посвящена первооткрывателям Сибири, была открыта в 2006 году. Располагается в исторической части Красноярска. По легенде воевода Андрей Дубенский кинул на этом месте камень, сказав, что тут будет стоять город. Сам воевода пошел осматривать окрестности, а лошадь осталась ждать его. Скульптура сделана по старинной технологии, она по частям выкована из железа. Затем ее части были соединены. Лошадь якобы пьет воду. Она стоит на высоком валуне. Рядом лежат доспехи воеводы, и течет небольшой фонтанчик. Высота скульптуры – полтора метра.













Накануне дня Победы 2005 года в городе был открыт памятник, посвященный детям войны. Несмотря на то, что Красноярск находился далеко от линии фронта, многие дети потеряли в боях своих родителей. Восьмилетняя девочка с кусочком хлеба в руках и пятилетний мальчик, держащий бидончик, стоят в теплой одежде. За спиной у них саночки, на которых перевозили погибших к братским могилам.














Задание № 3. предполагает обобщить полученные ранее результаты и оформить рекламный буклет или презентацию о памятниках культуры города. Результат – оформлен рекламный буклет.


Применение элементов краеведения во внеурочной деятельности через проектную задачу даёт возможность интегрировать различные области знаний, способствует развитию универсальных учебных действий.







Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021

  2. Беглова Т. В. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика). М. : Сентябрь, 2015. 208 с.

  3. Милевская, Л.И. Краеведческая деятельность в начальной школе / Л.И. Милевская. – URL: https://multiurok.ru/files/statia-kraevedcheskaia-deiatelnost-v-nachalnoi-shk.html. – Текст : электронный

  4. Турчен Д. Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 1. С. 1—9. URL: http://publ. naukovedenie.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!