Л.Г.Фалина, учитель изобразительного искусства
МБОУ «Большеафанасовская СОШ» НМР РТ,
г. Нижнекамск, Россия
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сегодня, в процессе цифровой трансформации школьного образования информационные технологии стали перспективным средством обучения школьников, так как отвечают специфике развития современного ребенка и позволяют реализовывать вариативные формы образовательной деятельности, и на совершенно новом уровне моделировать пространство образовательной среды. Современные дети с раннего детства осваивают информационное пространство, адаптируются к сенсорной среде, самостоятельно используют технологии работы с разнообразными гаджетами, учатся собирать и применять информацию.
В 2019 году на базе Большеафанасовской школы открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», что обеспечило значительный цифровой прорыв, позволивший педагогам приобрести широкий спектр цифровых компетенций – использовать в обучении высокоскоростной Интернет, обучающие программы, образовательные сервисы и платформы, которые являются средством формирования обновленной образовательной среды. Приобретен уникальный опыт интеграции общего и дополнительного образования в процессе обучения в школе.
Цифровые технологии привлекают школьников своей средой, возможностями, и особенно играми и блогами. Мультимедийные, интерактивные, мобильные и 3D-технологии создали Digital мир с новыми видами коммуникаций и для современных детей цифровая среда стала «родной» и привычной, поэтому школьные кружки «VR», «Промышленный дизайн», «АЭРО», «Компьютерный клуб» пользуются популярностью.
Используемые информационно-компьютерные технологии - это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства в обучении школьников. Цифровые образовательные технологии - это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность. Внедрение информационных компьютерных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностно- практическому.
Основные преимущества ИКТ – это информация в наглядной и привлекательной форме, следовательно, у ребенка повышается мотивация и интерес к урокам; процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным; значительно сокращается время на формирование компетенций 1.
Использование цифровых технологий на занятиях кружков и на уроках изобразительного искусства позволяют задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия информации детей, что, в свою очередь, способствует более глубокому погружению в образовательный процесс. К примеру, изучение колористки, цветоведения, изображение геометрических фигур, рисование объемных объектов, человека, др. эффективнее, если первоначально акцентируется в цифровом формате на экране, проводится проба наложения светотеней, а затем делаются практические действия на бумаге. Лазерный принтер используется при прохождении темы «Архитектура и дизайн».
VR - технологии виртуальной реальности - искусственно смоделированное пространство, которое сегодня применяется не только в развлекательных целях, но и решает сложные задачи, связанные с обучением. В основе обучения с применением VR – технологий лежит виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность.
При использовании технологий виртуальной реальности и компьютерной графики на уроках изобразительного искусства можно отправиться в путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры. Виртуальные экскурсии на сайтах музеев погружают обучающихся в особую атмосферу и, что особенно ценно, развивают коммуникативные навыки при обмене информацией.
Основные преимущества использования информационных технологий на уроках изобразительного искусства схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Преимущества использования информационных технологий на уроках изобразительного искусства [2, с. 80]
Преимущества освоения современных образовательных технологий путем синтеза дополнительного образования Центра «Точка роста» и уроков ИЗО очевидны: возможность широко использовать показ репродукций картин художников, организовать исследовательскую деятельность, в целом, активизировать учебный процесс и мотивировать обучающихся к изучению предмета. На занятиях кружков можно использовать медиа - ресурсы как источник информации при подготовке к урокам, реализовать проектную деятельность учащихся с компьютерной поддержкой, применять графический редактор в качестве инструмента художественной деятельности.
Исследования компании Microsoft, проведенные в 2021 году показали, что цифровые технологии способствуют повышению успеваемости и хорошему освоению учебного материала у обучающихся с низким уровнем успеваемости. При этом исследователи убедились, что секрет успеха - в важных составляющих таких уроков - наглядности и привлекательности формата для школьников. Перечислим некоторые виды ИКТ технологий для использования непосредственно на уроках изобразительного искусства (рисунок 2).
Рисунок 2 - Виды ИКТ технологий на уроках изобразительного искусств [3, с. 72]
Перед учителем изобразительного искусства, применяющим в работе современную компьютерную технику на уроках, стоит дополнительная задача по формированию у школьников умений и навыков использования компьютера и обучающих компьютерных программ, которая успешно решается педагогами дополнительного образования на занятиях кружков. Уроки ИЗО проводятся в кабинете информатики на персональных компьютерах (мобильный класс). Качественно решать задачи обучения позволяет интеграция урока и занятия, при которой изучаемый материал применяется одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной при равномерном, равноправном соединении схожих тем.
При помощи цифровых возможностей можно спроектировать уроки и занятия, которые станут познавательными и интересными для школьников. Цифровой фокус нацелен на аудиторию с различным уровнем знаний и умений в цифровой среде. У некоторых обучающихся нет компьютерной техники дома и освоение азов, либо продвижение в работе с современными программами происходит именно в школе при поддержке учителей и педагогов дополнительного образования.
Педагоги могут использовать такие компьютерные ресурсы, как:
1. Готовый продукт: компьютерные тренажеры, компьютерные тесты, интерактивные игры, книги, учебники и энциклопедии, обучающие программы.
2. Самостоятельно-разработанные инструменты: составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point, веб-страницы и веб-сайты, блоги, цифровые видеоролики, анимационные фильмы, тематические аудио подкасты и другие.
Выделяются следующие виды цифровых технологий:
- готовые обучающие компьютерные программы, например, Blender 3D - многофункциональный софт для освоения трехмерной графики, АРТ-студии, книги с дополнительной виртуальной реальностью;
- графические редакторы с библиотеками рисунков: PhotoShop, Illustrator, Canva, Pixеlmator, Adobe Illustrator CC, GIMP, Inkscape, Artwear Paint и другие;
- обучающие курсы по рисованию;
- виртуальные экскурсии по Третьяковской галерее, Эрмитажу, Лувру и другие;
- виртуальные выставки художников, скульпторов 4.
В целях повышения качества образовательного процесса Министерством образования и науки РФ в помощь педагогам создан специализированный ресурс – банк готовых электронных образовательных ресурсов, в том числе и по изобразительному искусству. Цифровые образовательные контенты «РЭШ, МЭШ», др. включают в себя материалы по изучению предмета в интересной, доступной для обучающихся форме. Текущий контроль осуществляется с применением онлайн тестов и викторин, увлекательных заданий.
Таким образом, цифровые технологии широко используются в процессе обучения школьников. Педагогам необходимо изучать возможности использования новых технологий в своей практической деятельности. Интеграция общего и дополнительного образования в обучении изобразительному искусству с использованием цифровых образовательных технологий не только повышает мотивацию школьников к изучению предмета, но и развивает умения обмениваться информацией с помощью современных технических средств, стимулирует творческую активность обучающихся, существенно повышает эффективность образовательного процесса.
Список источников
Павлова С.А. Использование компьютерных технологий в учебном процессе Электронный ресурс//URL: https://infourok.ru/
Кузьмина Ю.М. Повышение эффективности образовательного процесса на уроках изобразительного искусства посредством применения средств компьютерной графики//Наука, техника, образование.- 2016.- №10(28) – С.80-81
Панина А.В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках искусства//Вестник научных конференций.- 2018. - № 6-1(34). – С.72-73
Шпунт О.А. «Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании Электронный ресурс//URL: https://pedsovet.org/