СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по технологии на тему "Технология" - нужна ли, как предмет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по технологии на тему "Технология" - нужна ли, как предмет?»

«ТЕХНОЛОИЯ» - Нужна ли, как предмет?

.

Одной из ведущих идей модернизации системы образования является обеспечение условий  для индивидуального развития  учащихся.

Снижение статуса  «Технологии» в школе сделало менее престижными для выпускников профессии в сфере материального производства, обострило проблему  комплектования и подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования. Произошло существенное снижение уровня знания и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием, их мотивации к изучению техники и продолжению образования в этой области. Поскольку современные сложные технические системы и приборы (в том числе и бытовые) обслуживаются, как правило, специализированными предприятиями, уроки технологии остаются для подавляющей части школьников, особенно городских, единственной возможностью познакомиться  с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними, принять возможное участие в проектировании и создании оригинальных производственных и бытовых устройств.

Происходит также резкое снижение графической грамотности учащихся, что создает серьезные проблемы для инженерно технических вузов, которые страдают из-за отмены уроков черчения в школах.

Школа лишается действенной возможности для формирования нравственного отношения молодого поколения к труду. Дело в том, что практически по всем предметам ребенок учится для себя, взрослые стремятся удовлетворить его образовательные потребности. И только на уроках технологии ученик постоянно сталкивается с ситуацией, в которой его практическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей других людей, и он несет ответственность за результаты своего труда.

Школьники не получают достаточно знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, что осложняет и без того непростую задачу создания семьи.

Следует учесть и то, что в 8-м и 9-м классах значительно возрастает учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличивается время, проводимое ими в статичном положении, что негативно отражается на их здоровье. Уроки технологии, на которых традиционно используются разнообразные виды трудовой деятельности, позволяют в определенной мере компенсировать последствия вредного влияния гиподинамии.

Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированны на продолжение образования в вузе. Значительная их часть относится к так называемому практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников, замедлению процесса социализации.

Технологическое образование по своей сущности предполагает формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Что думают об уроках технологи сами учащиеся? Несколько лет провожу анкетирование учеников выпускного (в области технологии) 8 класса. На вопрос: «Нужен ли урок технологии в школьной программе?»  99% из них отвечают, примерно, так: «Да, уроки технологии обязательно нужны в школе, так как они

1.Дают знания по ведению домашнего хозяйства: Уметь заколотить гвоздь, что-то отремонтировать , создавать интерьер квартиры;

2.Воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

3.Сам дух уроков сближает, сплачивает нас;

4.Уроки технологии – это уроки творчества.

Часто можно слышать, что нынешние школьники не хотят ничего делать своими руками. Отчасти это так, однако, я с уверенностью могу сказать, что дети пассивны тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?

Неинтересный урок технологии, по мнению пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», «нет общения друг с другом».

Почему мальчикам так нравятся уроки обработки древесины? Потому что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью, выполнять привлекательные задания, («учитель не заставляет»), работать в коллективе (нравится работать сообща, в одной команде), получить быстрый результат, сразу же применить полученные знания и умения в жизнь (изготовит что-то для родителей).

Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или непривлекательным внешним  видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина – основа любой деятельности. Нет мотива – нет деятельности – нет результата. Для создания мотивации использую не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных занятий, повышение его личной ответственности. При этом главное, на мой взгляд, - увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия. Ведь результат для пяти- и шестиклассников – абстрактное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности. Творческая активность является стимулирующим фактором развития лучших качеств личности. По моему мнению, процесс формирования знаний и умений должен происходить в атмосфере творческого поиска и в созидательной деятельности. Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?» Умение заинтересовать учащихся – вот одна из основных задач перед каждым моим уроком. Чтобы добиться этого, я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Ученикам часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

По своему опыту считаю, что на занятиях по технологии лучше всего применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня ее сложности, варианта технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы.

Для обучения подбираю такие объекты труда, выполняя которые ученики видят результаты своей деятельности уже через один – два урока. Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет общий кругозор учащихся.

При объяснении нового материала определяю значимость этой темы, ее жизненная необходимость, востребованность для мальчиков (Знание в своей работе, ремонт квартиры и т.д.). В ходе урока проводятся физминутки в различной форме, при этом делается акцент внимания на здоровье, что формирует у учащихся привычку заботиться о своем  здоровье и о необходимости его укрепления.

Ученики работают с разным темпом, и тем, кто быстрее выполняет задание, предлагаю выполнить задание по желанию. Это способствует развитию их творческой активности, познавательного интереса и инициативы. Нередко школьники сомневаются в том, что их работы вызовут интерес у других. Поэтому, если изделие получилось удачное, стараюсь представить его на конкурс детского творчества. Считаю, что участие в различных выставках  повышает уверенность детей в себе, стимулирует их творчество.

Большое значение для уроков технологии имеет метод проектов. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала, на приобретения опыта поисковой творческой деятельности.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.






































Литература.

Серебренников Л.Н. Стратегии и модели профильного обучения старшеклассников. // Школа и производство. -  2008. - №8. – С. 6-8.

Бешенков А.К. Главное – хорошо учить труду. // Школа и производство.- 2002.- №4. – С.17-18.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!