Плюсы и минусы дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ.
МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ",
Белгородская обл, г. Старый Оскол
Аннотация. Статья посвящена дистанционному обучению обучающихся с ОВЗ. Задача статьи – обосновать необходимость новой формы обучения - дистанционного обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного.
Ключевые слова: дистанционное обучение, технология, средство.
Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу. В частности, для школ актуальной становится удаленная модель образования с применением дистанционных технологий. Как реализуется дистанционное обучение обучающихся с ОВЗ? Может ли оно упростить обучение ученикам?
В современных условиях дистанционное обучение показало свою актуальность, ведь оно строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение, тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и обучающихся с ОВЗ. между собой будут иными. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:
электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником);
телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма, принимая, таким образом, участие в дискуссии);
пересылка данных (услуги FTR-серверов);
гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста; ресурсы мировой сети Интернет).
Дистанционное обучение становится популярным с каждым днём, но хорошо это и плохо? Рассмотрим плюсы и минусы данного вида обучения.
К плюсам дистанционного образования для обучающихся с ОВЗ можно отнести:
Обучение в индивидуальном темпе.
Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Мобильность - реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но есть и очевидные минусы:
Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина обучающихся с ОВЗ., а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Необходимость доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
В дистанционном образовании основа обучения обучающихся с ОВЗ только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
Формы и методы, которые мы применяем при дистанционном обучении обучающихся с ОВЗ.
Фронтальный опрос ( «-» 1 микрофон).
Индивидуальные задания.
Контроль знаний осуществляем с использованием программ Office Word, Power Point, веб-камеры или документ-камеры.
Таким образом, дистанционное образование необходимо в современное время, но образование таким способом важно получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся с ОВЗ недоступен традиционный вариант обучения.
Литература:
1. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
3. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.
4. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.