СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Плавание как жизненно необходимый навык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, -- работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Плавание как жизненно необходимый навык"»

Плавание как жизненно необходимый навык.



1.Плавание —  жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная  среда,  и человек  вольно  или невольно  вынужден  с ней контактировать. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека (например), во  время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами). Многие профессии древних  народов,  селившихся  возле морей,  рек  и озер,требовали отличного  владения  плаванием.  Например,  в финикийских городах Тир,  Скион,  Амрита   (Средиземноморское  побережье)  во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел  по добыче с морского дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикийские кустари изготавливали известные в то время яркие пурпурные краски. Подводный промысел был широко  развит  на  побережье:  Средиземного, Красного  и других  южных морей,в Индийском и Тихом океанах. Славились  своими  пловцами  —  ныряльщиками  за  жемчугом, раковинами,  губками  и  различными  кораллами  Япония,  Цейлон, Филиппины. Искусными пловцами были аборигены Австралии. Археологические находки :(вазы,  статуэтки,  амфоры,  барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о  том, что за несколько тысячелетий  до нашей  эры  народы  Египта, Ассирии, Финикии и некоторых  других стран умели хорошо плавать, и им  были  известны  способы  плавания,  напоминающие  современный кроль и  брасс.  Сегодня   об этом  можно  подробно  узнать  по  целому ряду исторических  документов,  изданных книг  и  сохраненных музейных ценностей. В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось одним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но  и девушек.  «Хромым» : (т.е.  калекой )  считался  тот,  кто не  умел читать, писать, а также плавать.

Здоровье,  физические  качества  и  красота  человеческого  тела  достигались физическими  упражнениями.  Идеальным  считалось  обнаженное мускулистое тело безупречного телосложения  с правильными  пропорциями. Долгие годы во многих государствах плавание занимало важное место в военном деле. Умение преодолевать водные преграды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, разведка, специальные  задания  диверсионного  характера  требовали отличной плавательной подготовленности. Редчайшими  памятниками  архитектурного  искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при римских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диоклетиана (100 х 50 м). Большое  значение  умению  плавать  придавали  и  славянские народы.  Об  этом  говорят  различные  летописи,  предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Саркизов-Серазини  утверждал: «Славяне  при всех своих  заболеваниях  и  немощах  обращались  к водным  процедурам.  Вода  употреблялась  не  только  для  лечебного воздействия,  но  как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»'. Спортивное плавание зародилось на рубеже  XV—XVI вв. Одно из  первых соревнований  по плаванию проведено в Венеции  в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию техники способов плавания, росту скоростей плавания. Первые  школы  плавания  появились  во  второй  половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции. К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта. Первые официально зарегистрированные  спортивные  состязания пловцов по первым в истории «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те  годы  в  Первой и  Второй  саперных  бригадах  этого  корпуса были созданы специальные плавательные команды. В  1869  г.  возникла  первая  в  мире  спортивная  организация пловцов  — « Ассоциация любителей спортивного плавания Англии». Вслед за Россией  и  Великобританией  соревнования  по  плаванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении  двух  последних  десятилетий  XIX  в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Германия и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и  в других странах.  В  1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная  международная  встреча  по  плаванию с  участием  спортсменов нескольких  европейских  стран.  После  этого  международные  соревнования  пловцов  стали  проводиться  ежегодно  —  поочередно  в различных  странах  Европы.  Большинство  из  них  проходило  в специально  сооруженных  плавательных  бассейнах  самых  различных  размеров,  поэтому  программа  соревнований  включала тогда разные дистанции  — от 50 до 2000 м, выбираемые каждой страной, исходя из местных условий. Единых «международных»  дистанций не было. В конце XIX столетия спортивное плавание включено в программу  Олимпийских  игр.  На  первых  Олимпийских  играх современности  (1896 г.)  программа  полностью  состояла из  заплывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в  программу соревнований включено плавание на спине. В этот период плавали в  основном перевернутым брассом. В 1904  г. в  самостоятельный способ выделен  способ плавания брасс. Международные  соревнования  до  1908  г.  проводились  без унифицированных  правил.  Постоянной  регистрации  мировых  рекордов не было. Программа Олимпийских  игр изменялась по желанию  страны-организатора.  Летом  1908  г.  по  инициативе старейшей  в  мире  национальной  «Ассоциации  любителей спортивного  плавания Англии» и ее президента адвоката Георга Херна  в Лондоне собрались представители национальных плавательных  организаций восьми  европейских  стран  (Великобритании,  Бельгии,  Венгрии,  Германии, Дании, Ирландии,Франции  и  Швеции).  Ими  было  принято  решение  о  создании Всемирной спортивной организации  по плаванию  (ФИНА), которая разработала единые  правила проведения  соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, включая Олимпийские  игры.  Регулярное  проведение  соревнований способствовало  совершенствованию  техники  спортивного  плавания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов.  Сегодня  ФИНА  —  одна  из  самых  многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц.  Проводятся  Олимпийские  игры,  чемпионаты  мира, чемпионаты  континентов,  национальные  первенства.  Официально признаны в качестве спортивных способов кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

 

 

 

  1. Прикладное значение плавания,

  2. Прикладное   плавание  — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия.

  3. Плавание — такой же необходимый для человека навык, как умение бегать, прыгать и др. Недаром комплекс ГТО, который пытаются возродить в настоящее время, включал все основные двигательные умения и навыки, такие, как бег, прыжки, метания, стрельба, подтягивание и отжимание и др. И  плавание  является одним из основных видов  прикладных  упражнений.  

  4. Прикладное   плавание  является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности.

  5. Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.  

  6. Прикладное   плавание  подразделяется на следующие основные виды: преодоление водных преград, ныряние и прыжки в воду, спасение утопающих.

  7. Способы  прикладного   плавания : брасс на спине, плавание на боку, спортивные способы (в первую очередь брасс) и различные комбинированные варианты.

  8. Классификация способов  прикладного   плавания  не является четко регламентированной как, например, в спортивном плавании, и поэтому носит весьма условный характер. То, какой способ передвижения в воде изберет пловец, зависит от ситуации и условий, в которых он окажется. Наиболее характерными же и часто используемыми способами  прикладного   плавания  по праву считаются брасс, брасс на спине, плавание на боку.

  9. Брасс получил широкое признание не только в спортивном  плавании , но и в  прикладном  из-за своих особенностей. Технику способа брасс можно использовать в самых разнообразных ситуациях, возникающих в водной среде, свободно изменяя направление и скорость плавания. При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то человек, плавающий брассом, — практически готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой. Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, подводники, спасатели, и многих других, требующих умения действовать в водной среде, овладение  плаванием  брассом — необходимая составная часть профессионально-прикладной подготовки.

  10. Остальные спортивные способы  плавания  также носят  прикладной  характер, хотя об этом часто почти не упоминается в описании самого  прикладного   плавания . Например, с помощью кроля на груди можно преодолевать значительные водные пространства (при условии, что пловец не отягощен грузом и его движения не стеснены одеждой). Для оказания помощи утопающему — быстрее добраться до пострадавшего. Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при отдыхе и транспортировке. Движения баттерфляя (дельфина) туловищем и ногами используются при плавании под водой и нырянии, особенно когда пловец находится в ластах. Практически все отдельные элементы спортивных способов применяются в так называемых комбинированных способах, например, ноги–кроль, руки–брасс, кроль на груди без выноса рук.

  11. Само спортивное  плавание  имеет большое  прикладное   значение . Любой пловец–разрядник после непродолжительных занятий без труда овладеет специальными навыками спасения утопающих, плаванию в одежде, на боку и т. д.

  12. Плавание на боку используется для транспортировки грузов, помощи пострадавшим на воде. Брасс на спине удобен для отдыха на воде, транспортировки пострадавшего и грузов. Техника этих и других чисто  прикладных  способов  плавания  является несколько специфичной и будет рассмотрена в следующем разделе.

 

В знойные летние дни сотни  тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.

 Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, -- работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода -- целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавательных средствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь  прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!