СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Перепутанные логические цепочки - педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в педагогический журнал.Тема "Перепутанные логические цепочки - педагогический метод проблематизации  учебного материала путем логического построения ключевых понятий».

Просмотр содержимого документа
«Статья "Перепутанные логические цепочки - педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий».»

Перепутанные логические цепочки - педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий».

Шаурова Ирина Викторовна,

МБОУ СОШ №1

учитель истории и обществознания первой категории,

г.о.Серпухов.

([email protected])


Аннотация

Статья посвящена проблеме развития  логического мышления на уроках истории посредством логических заданий - упражнений. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что является одним из требований ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. В статье предлагается практический материала, который можно использовать учителям истории при подготовке к урокам.

Одной из главных задач российской образовательной политики является  обеспечение современного качества образования, развития и становления личности,  способной жить в изменяющемся информационном мире. Важнейшим условием решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике современных образовательных технологий. [1]. Главная задача учителя не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить их интерес к учению. Ведь интерес, как известно, важный инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей. Логические приёмы являются одним из средств достижения более качественного усвоения учащимися изучаемого материала. [6]

Существенной стороной в овладении приёмами логического мышления является усвоение учащимися программного материала путём самостоятельной мыслительной деятельности, а также проблемный характер преподования с постановкой проблемных задач, созданием проблемных ситуаций на уроках, которые разрешаются учащимися в результате использования художественной и научно-популярной литературы, ИКТ, работы с учебником, историческими документами. Современный учитель истории должен не только передавать информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и работать над формированием у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, критически оценивать исторические события, анализировать письменные источники, аргументировать свою позицию. Кроме того, над учителем довлеет ответственность за сдачу обучающимися ОГЭ и ЕГЭ,  где школьники должны показать не  только знания, но и обладать общеучебными  и специальными учебными умениями  и навыками.   Программа по истории не предусматривает большого количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти каждый урок по истории это новая тема. Как же тогда добиться от учащихся усвоения огромного количества учебного материала: дат,  имен, событий, фактов? И, наконец, не стоит забывать, что в век компьютерных технологий, когда ученик получает массу информации из различных источников учителю очень сложно, но необходимо поддерживать познавательный интерес школьников к своему предмету.

     В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К активным методам преподавания истории можно отнести работу с документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов, работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые задания. [1] Логические задания – это совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе. [3] Если оценочные, логические, образные познавательные задания можно найти в методической литературе, то  задания – упражнения встречаются крайне редко. Тренинговые логические задания - это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. [4]  Для того, чтобы выполнить такие задания, нужно хорошо знать учебный  материал. Задания - упражнения направлены на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга. Логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных УУД, что является главным требованием ФГОС. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. Логические задания предназначены для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  обобщать, выявлять закономерности, устанавливать аналогии,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Кроме того, такие задания помогают формированию  коммуникативных УУД, в частности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Задания могут быть использованы  на уроках закрепления и обобщения, для закрепления материала, изученного на уроке, при опросе домашнего задания, при повторении ранее изученного материала.  Такие задания выполняются  на доске или интерактивной доске, для того, чтобы учащиеся научились хорошо выполнять задания. Каждое из этих заданий школьники проговаривают вслух. Постепенно количество времени, затраченное на проверку таких заданий, сокращается.

     Используя методы развития логического мышления на уроках истории можно формировать устойчивый интерес к предметам; критическое (аргументированное и открытое) отношение к историческим фактам и событиям, к социальным явлениям и закономерностям; стремление к осуществлению творческой деятельности (креативности);развитию коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся и их интеллекта (когнитивности). [3]

Ожидаемые результаты:

  • формирование устойчивого интереса к предмету

  • эффективное усвоение учащимися программного материала

  • качественная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Технологии и принципы разработки логических заданий

Логические приёмы обучения

Технологии разработки логических заданий



Принципы, используемые при разработке логических заданий

Анализ

Синтез

Сравнение

Сопоставление

Обобощение

Рассуждение

Доказательство


  • Активные методы обучения

  • Технология развития критического мышления

  • Проблемная технология

  • Технология развивающего обучения

Познаваемости

Деятельности

Ценностного отношения к миру

Свободы выбора

Логические приёмы можно использовать на всех этапах урока, в особенности на обобщающих уроках. Логические приёмы посредством использования критического мышления:

  • логическая цепь на соотнесение терминов и определений

  • логическая цепь на соотнесение личности и их биографий

  • перепутанные логические цепочки: определение хронологической последовательности событий.

  • задания на исключение лишнего элемента.

Начинать использовать такие задания необходимо с 5 класса, когда интерес к предмету у учащихся проявляется очень активно, но задания должны быть  дифференцированы и доступны для школьников данного возраста.

   В первую очередь нужно вводить самые простые задания, с которыми ученики знакомятся еще в начальной школе.

   Соотнесите:

  • 1. Рыболовство                        а) Копье

  • 2. Охота                                    б) Гарпун

  • 3. Собирательство                    в) Серп

  • 4. Земледелие                           г) Палка-копалка

Подберите к каждому прилагательному из левой колонки соответствующее существительное из правой колонки:

  •       1. Каменное                        а) община

  •       2. Колдовской                    б) человек

  •       3. Разумный                        в) гарпун

  •       4  Костяной                         г) обряд

  •       5. Родовая                          д) рубило

    Эти задания простого уровня сложности, но вызывают у учащихся больший интерес, чем простые вопросы такие, например как «С каким оружием ходил на охоту первобытный человек?» или «Из какого материала делали  гарпун?».

Перепутанные логические цепочки: определение хронологической последовательности событий (от раннего к позднему или позднего к раннему). Например: задание для 6 класса- используя в правильном порядке понятия «новые орудия труда»,«родовая община»,«неравенство»,«соседская община», «семейное хозяйство», «государство»,«знать»,составьте логическую цепочку «Образование государства».




В дальнейшем задания необходимо усложнять. При подготовке к ЕГЭ в качестве тренировочных заданий можно использовать упражнения:

Соотнесите исторические персоналии  по их  профессиональной деятельности:

 1. П.И. Багратион                       а) М.П. Погодин

 2. С.М. Соловьев                       б) В.Г. Белинский

      3. Н.Н. Новосильцев                  в) А.П. Ермолов

 4. С.С. Уваров                           г) Т.Н. Грановский

 5. А.И. Герцен                            д) Е.Ф. Канкрин

(П.И. Багратион и А.П. Ермолов – военные деятели России, командующие русскими армиями; С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский – русские либералы, историки  входили в кружок западников; Н.Н. Новосильцев и Е.Ф. Канкрин – русские государственные деятели, авторы реформ, С.С. Уваров и М.П. Погодин –  лидеры консервативного течения,

А.И. Герцен и В.Г. Белинский – русские социал-демократы)

Работа над понятиями. Первый шаг. Учащимся предлагаю записать понятия начинающиеся на буквы ко и заканчивающиеся на ия.(Коалиция, коммендация, корпорация , кооперация, консолидация и др ).Отбираю одно понятие и организую работу над ним. Например: понятие коалиция.

Первый шаг. Предлагаю учащимся назвать по одному- два слова, которые бы определили понятие «коалиция», и получаем список слов и словосочетаний. Второй шаг. Прошу выделить из списка наиболее существенные признаки, без которых это понятие не может существовать.

Третий шаг. Существенные и необходимые признаки синтезируем в

определение понятий « коалиция».

Коали́ция — союз, добровольное объединение: государств, организаций, политических партий для достижения определённой

Заключение:

Таким, образом, использование логических  заданий – упражнений:

-  помогают охватить при повторении большой объем материала и в интересной форме закрепить его на различных этапах урока;

- способствуют   формированию культуры речи, «исторического языка».

-развивают у школьников память, внимание, восприятие, воображение,  логическое мышление;

-способствуют формированию  мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение;

- сокращают количество времени на проверку домашнего задания;

- повышают интерес к истории.

Список используемых источников:

  1. Современные образовательные технологии в изучении преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. 2-еиздание. М., Русское слово, 2012. с.5

  2. И.Я. Лернер. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982

  3. А.Т. Степанищев. Методический справочник учителя истории. М., ВЛАДОС, 2003, с. 129

  4. http://works.tarefer.ru/64/100045/index.html. Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!