СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского»

 Балейский филиал ГАПОУ

«Читинский педагогический колледж»













Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского

(Сообщение по МДК 04.01)













Выполнил(а):

студентка 313 группы

Самойлова Ксения

Проверила:

преподаватель

психолого-педагогических наук

Юсова Валентина Ивановна



Балей 2023г

         Русский педагог-психолог Константин Дмитриевич Ушинский сложился как ученый в эпоху освободительного общерусского движения, частью которого явилось общественно-педагогическое движение 50-60-х годов прошлого столетия.

У Ушинского были предшественники, мысли и опыт которых он учитывал. Были и соратники в педагогике. Но он оказался наиболее талантливым среди них и успел сделать за короткий срок много больше, чем иные за полвека. Он показал поразительный пример непоколебимого убеждения и нравственной стойкости в распространении и защите педагогических идей, содействовавших обновлению просветительских учреждений, будь то учебные заведения для сирот или благородных девиц, воскресная школа для взрослых или учительская семинария. А его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово» вместе с руководствами для учителей стали лучшими на многие десятилетия. [3]

Сам же автор обрел звание «Учителя русских учителей». Вклад Ушинского в теорию воспитания и образования покоится на двух ведущих идеях всего его педагогического наследия: народность и антропологизм. Первая выражена им во всех статьях и воплощена в   учебниках. Вторая - в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». [1]

          Константин Дмитриевич Ушинский (1824--1870) родился в семье мелкопоместного дворянина и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород - Северска. Общее образование он получил в Новгород - Северской гимназии.

        В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.[2]

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. [3]

Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию.

         Ушинский редактировал в 1860--1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал.[2]

          В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

          В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

          Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. [4]

Константин Дмитриевич Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.[1]

            Константин Дмитриевич Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов. Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

       Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.[2]

        Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский народ выдержал монголо-татарское иго и избавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу; неоднократно спасал он независимость родины от посягательств иноземных врагов. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».[3]

         Константин Дмитриевич Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог - систематически изучать детей в процессе воспитания и учитывать психологические особенности детей. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями». Историческая заслуга Константина Дмитриевича Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики - теории обучения. [4]

        Константин Дмитриевич Ушинский доказал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучение, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучении обусловливает отставании в развитии детей, приобретение таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться.

     Ушинский различал, во-первых, методическое систематическое обучение, начинающееся с 7-летнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; не учебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов и др.). [2]

Он указывал, что при определении начала методического обучения надо иметь в виду не только возраст ребенка, но и степень развития, подготовленность к занятиям и особенные обстоятельства (здоровье ребенка, условия его жизни и др.), а также характер предлагаемой системы обучения. «Чем легче методы учения, представляющиеся ребенку, тем раньше может быть начато учение».[3]

            К.Д. Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России.



Список используемых источников


  1. Доклад "Педагогические идеи К.Д. Ушинского" URL - https://infourok.ru/doklad-pedagogicheskie-idei-k-d-ushinskogo-6490667.html (Дата обращения: 30.01.2023 г). Текст: электронный.

  2. Константин Ушинский: кратко о его педагогических идеях, реформах и судьбе URL - https://skillbox.ru/media/education/konstantin-ushinskiy-kratko-o-ego-pedagogicheskikh-ideyakh-reformakh-i-sudbe/ (Дата обращения: 30.01.2023 г). Текст: электронный.

  3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УШИНСКОГО В ПЕДАГОГИКЕ КРАТКО URL - https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/osnovnye-idei-ushinskogo-v-pedagogike-kratko.html (Дата обращения: 30.01.2023 г). Текст: электронный.

  4. Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования URL- https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/05/04/pedagogicheskie-idei-konstantina-dmitrievicha (Дата обращения: 30.01.2023 г). Текст: электронный.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!