СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Особенности психической регуляции обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы развития саморегуляции связана с тем, что у большинства обучающихся с умственной отсталостью слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие и следование инструкции педагога, планирование действий, контролирование результата деятельности. Многие обучающиеся с УО средних классов испытывают значительные трудности  в удерживании инструкции даже на протяжении короткого промежутка времени. Таким образом, несформированность регулятивных  компонентов может повлечь за собой затруднения в школе, а также на последующих этапах обучения. В организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение, способность к саморегуляции играет важную роль.

Просмотр содержимого документа
«Статья Особенности психической регуляции обучающихся с умственной отсталостью»

Мункуева Наталья Жамбаловна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат

Особенности психической регуляции обучающихся

с умственной отсталостью

Актуальность проблемы развития саморегуляции связана с тем, что у большинства обучающихся с умственной отсталостью слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие и следование инструкции педагога, планирование действий, контролирование результата деятельности. Многие обучающиеся с УО средних классов испытывают значительные трудности в удерживании инструкции даже на протяжении короткого промежутка времени. Таким образом, несформированность регулятивных компонентов может повлечь за собой затруднения в школе, а также на последующих этапах обучения. В организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение, способность к саморегуляции играет важную роль. Например, для осуществления учебной деятельности необходимы умение сосредотачивать внимание, наиболее целостное восприятие и запоминание информации, ориентировка в условиях и выбор решения, соотнесение результата с образцом и предъявленными условиями. Неумение управлять собой проявляется в снижении успеваемости, в дезадаптивном поведении (Б.Н. Алмазов, М.Н. Буянов, С.А. Беличева, А.И.Захаров, А.С.Новоселова, В.Г.Степанов, Е.И.Рогов, М.Раттер, Л.М.Попов др).

Нaд проблемой саморегуляции работали многие педагоги и психологи. Анохин П.К., Моросанова В.И., Абульханова-Славская К.А., Конопкин 0.А., Шварц И.Е. определяют ее как способность к психической регуляции. Как способность к психическому самоуправлению рассматривается у Столяренко Л.Д., Пейсахов Н.М. Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л., Леонтьевым А.Н., исследована регуляция деятельности. Саморегуляция личности исследуется у Асмолова А.Г., Ратиновой Н.А., Ксенофонтовой Е.Г. и т.д. В работах, посвященных изучению детей, психическая регуляция рассматривается как функции самоконтроля или самоуправления (Е.Б. Аксенова, С.Д. Максименко и др.). При достаточном развитии произвольной саморегуляции ученик средних классов обладает следующими показателями в моторном развитии: легко концентрирует внимание на мышцах, способствующих движению; отличает и соотносит ощущения в мышцах; узнает ощущения, переживаемые им (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость, др.) и главные отличия движений (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм); измеряет направление движений в соответствии с ощущениями. В сфере регуляции общением школьник понимает эмоции других людей; принимает правила группы; умеет ладить с людьми; адекватно реагирует на разное отношение к себе. Показателями сформированности саморегуляции эмоций являются: способность к распознаванию своих эмоций; понимание причин происхождения собственных эмоциональных состояний; способность регулировать свои эмоциональные переживания; способность найти связь эмоциональных состояний с телесными ощущениями и сменять негативные эмоции на позитивные. Саморегуляция поведения проявляется в способности понимать последствия своих поступков; ставить цели и достигать их; в желании не останавливаться на достигнутом; в умении доводить начатые дела до конца; в принятии ответственности. Овладение умениями контролировать и регулировать свою деятельность на каждом этапе является важнейшим средством коррекции недостатков в интеллектуальном развитии детей с УО, которое способствует тому, что деятельность становится более осознанной, целенаправленной, самостоятельной. Регулятивный компонент общей способности к учению в определенной мере уже являлся объектом специальных исследований по отношению к школьникам с аномальным развитием (У.В. Ульенкова, Н.Л. Лосина, Г.В. Туторская, И.А. Шаповал), но в то же время специальных исследований по саморегуляции умственно отсталых детей очень мало, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.

Важность проблемы низкой произвольной саморегуляции обучающихся с УО обязывает организацию в учебной и внеурочной деятельности создавать отдельные психологические и педагогические условия, вводить коррекционно-развивающие техники, приемы и модели. На сегодняшний день в школах динамично реализуются эксперименты, программы по развитию саморегуляции детей, их демонстрирует множество статей педагогов в журналах. Тем не менее, сегодня существует проблема создания и апробации специальных методов, программ, выявления условий эффективного развития саморегуляции детей с умственной отсталостью. Как результат практической помощи можно ожидать повышение учебной мотивации, улучшение результатов учебной деятельности, самостоятельность, организованность детей.

В данной статье представляем результаты исследования психической регуляции школьников, которое было проведено в ГБОУ СКОШИ № 2 г. Улан-Удэ в 2018 году. Выборку составили учащиеся 10-12 лет в количестве 14 человек. Первый этап исследования предусматривал организационно-методическую подготовку. На данном этапе проведена работа по определению участников, уточнению времени работы с детьми, подобраны методики, корректировалась программа воздействия. На втором этапе дети тестировались с применением методики «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенковой. На следующем этапе обучающиеся подвергались коррекционно-развивающим воздействиям, после чего дети тестировались повторно. Результаты исследования проанализированы и оформлены выводы об эффективности разработанной программы. В целом проведены 10 занятий.

На констатирующем этапе получены следующие результаты. Для диагностики определена методика У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции» моделирующая интеллектуальную деятельность, где на передний план выведен регулятивный компонент. Согласно инструкции, учащимся нужно понять задание, которое состоит из ряда правил и выполнить их в течение определенного времени. Отметим, регулятивные умения развиты у обучающихся в высокой, средней и низкой степени, так высокий уровень у 10 % обучающихся класса, средний уровень у 52 % детей, а у 38% низкий уровень. Обучающиеся с высоким уровнем саморегуляции самостоятельны, заинтересованы в результатах своей работы, задания выполняют с минимальной помощью педагога. Ребята со средним уровнем проявляют заинтересованность в заданиях, доводят работу до конца, но испытывают затруднения при самостоятельном планировании деятельности, им нужна координирующая помощь и контроль педагога. Для детей с низкой саморегуляцией деятельность усложняется тем, что ими не полностью усваивается инструкция, цель, как следствие работы выполняется с ошибками и неточностями. При возникновении затруднений не обращаются за помощью, в связи с низким уровнем осознанности, притязаний или не желанием прилагать дополнительные усилия. При составлении и реализации программы развития саморегуляции учитывались индивидуальные особенности школьников.

Обобщим, на констатирующем этапе многие испытуемые имели низкие и средние показатели. В целом отметим, недостаточная развитость изучаемых функций саморегуляции, выражается в отвлекаемости, рассеянности, несобранности, расторможенности или заторможенности учащихся, что оказывает негативное влияние на учебную и внеурочную деятельность. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что необходимо обращать внимание на трудности, возникающие у детей, и своевременно проводить коррекционно-развивающие мероприятия. В данном случае для коррекции недостатков саморегуляции была составлена программа. Занятия проводились после уроков два раза в неделю. На занятиях включалась музыка, использовались упражнения-игры, что привносило элемент необычности и очень нравилось участникам. Основное содержание программы составили задания, упражнения, направленные на регуляцию эмоционального состояния, общей моторики, познавательных процессов и т.д. На начальных этапах занятий дети вели себя как на уроке, чувствовалось напряжение, но со временем удалось создать комфортную среду. В конце реализации программы, у участников фиксировались небольшая усталость, в связи с большой учебной и внеучебной нагрузкой, что еще раз подтверждает правильность выбора количества занятий (10 занятий).

По итогам проведения контрольной диагностики по методике «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова) количество детей с высоким уровнем саморегуляции увеличилось с 10 % до 13%, с средним уровнем изменилось с 52 % до 59 %, количество учеников с низким уровнем тоже сократилось с 38 % до 28 %. Итак, по результатам формирующего эксперимента наблюдаются положительные изменения по параметрам регуляции. Психическая регуляция – это внутренняя целенаправленная активность психики, включающей управление поведением, мыслями, эмоциями, вниманием и т.д. Психическая саморегуляция, являющаяся основой успешности школьников с умственной отсталостью нуждается в целенаправленном развитии и обеспечении специальных условий.

Литература

  1. Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. – Сер.3: Педагогика и психология. 2016.

  2. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. №. 10. С. 13-24.

  3. Горячева, Т.Г. Особенности становления саморегуляции у младших школьников // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18. № 1. С. 88-95.

  4. Метиева Л.A. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов //Дефектология. 2001. № 6. С. 11-19.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!