Особенности построения образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на развитие проектно-исследовательских компетенций младших школьников.
Современное образование в нашей стране находится в процессе качественных изменений, обусловленных потребностями общества и государства. В связи с этим определяются педагогические условия как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогических процессов и явлений, в том числе и модели формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), где в тесном взаимодействии представлены психологические и педагогические факторы, способствующие формированию проектно-исследовательской компетенции учащихся в образовательном пространстве школы.
Сегодня в школу приходят дети с разной мотивацией, подготовкой и познавательной активностью. И целью работы учителя становится формирование таких компетенций, как компетенции решения проблемы, информационной и коммуникативной.
Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Я выбрала главные, на мой взгляд, компетенции, которые учитель формирует в начальной школе: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-познавательные компетенции
• ставить цель и организовывать её достижение;
• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам;
• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
• иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять и передавать ее;
Коммуникативные компетенции:
• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
• владеть способами совместной деятельности в группе;
Социальные компетенции:
• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях;
• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; •владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные условия и технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Первым педагогическим условием формирования проектно-исследовательской компетенции учащихся начальной школы является максимальное использование возможностей образовательного пространства школы для обеспечения проектно-исследовательской направленности содержания образования, способствующего погружению учащихся в проектно-исследовательскую среду для наиболее полной реализации потенциала проектного обучения и активных методов исследования. В данном случае образовательная программа школы должна составляться в
соответствии с задачей формирования знаний учащихся на основе проектно-
исследовательской технологии обучения, способствующей осуществлению
универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной,
познавательной и регулятивной сферах, создающей основу для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса.
Вторым условием успешного формирования проектно-исследовательской
компетенции учащихся является формирование мотивации к проектно-
исследовательской деятельности, через выстраивание образовательного
пространства с учетом личных целей, задач, интересов, развития индивидуальных способностей для проявления себя и реализации ожиданий общества. Считаю в рамках данного аспекта использовать проектный и исследовательский методы обучения. Задача моя, как педагога – стимулировать и поддерживать процесс интеллектуального творчества,
обеспечить «погружение» учащихся в проективную среду.
Указанное становится возможным: через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. Так, например, в ходе выполнения проектных работ, наибольшим интересом у детей традиционно пользуются темы «История моей семьи», где у них есть возможность рассказать о своей семье что то интересное и познавательное.
Третьим педагогическим условием является создание научно-методиче-
ской базы в образовательном пространстве школы для обеспечения раз-
вития научно-методических умений педагогов и, соответственно, более
успешной передачи опыта проектно-исследовательской деятельности от
учителя к ученику.
Следующее очень важное условие развития проектно-исследовательских компетенций младших школьников – это использование новых технологий обучения.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создает коммуникативная технология. Коммуникативная технология включает в себя работу в группах, работу в парах постоянного состава и работу в парах сменного состава. Данную технологию изучала в своей работе, сделала предметом исследования и стараюсь применять на практике. Один из примеров – групповая работа. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение. Команда «заражает» ученика творческим поиском, что является благоприятной средой для активного индивидуального развития.
Виды групповой работы:
- мозговой штурм;
- игра «Продолжи»;
- охота за сокровищами;
- прием «Зигзаг»
Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий по цепочке. Пример: внеклассное занятие по теме: «Береги лес». Тема разбивается на подтемы. Каждая группа работает над своей. В заключение идет дискуссия и представление своих проектных работ.
Среди средств достижения цели (методов и форм организации работы) проектно-исследовательской деятельности можно выделить проблемное ведение уроков.
Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогают в этом несложные упражнения:
- «Посмотри на мир чужими глазами»;
- «Составь рассказ от имени другого персонажа»;
- «Составь рассказ, используя данную концовку»;
- «Тема одна – сюжетов много».
Еще одна из форм работы – это развитие умения выдвигать гипотезы.
Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения, используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Приведу пример задания:
Упражнение «Давайте вместе подумаем». Ученые до сих пор не могут разгадать одну загадку природы: ежегодную миграцию бабочек Монарх.
- Как можно объяснить такое явление?
Развитие умений и навыков экспериментирования.
Например, при изучении темы «Органы чувств» из курса «Окружающий мир» в 3 классе провожу не просто урок, а урок-исследование с использованием практической работы. Такие уроки дают возможность для развития мотивации к исследовательской и проектной деятельности у детей.
Логическим продолжением урока или серии уроков по какой-либо теме может стать какая-нибудь форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.
Интерактивные методы обучения также очень актуальны в рамках развития проектно-исследовательских компетенций у учащихся.
- контрольный лист;
- ассоциативный куст;
- ролевая игра;
- интервью;
- инсценировка и т.д.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик.
Итак, в чем же состоят особенности построения образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на развитие проектно-исследовательских компетенций младших школьников:
интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
индивидуальные темы работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Организация такой работы на уроках помогает мне и при осуществлении внеурочной деятельности, например, проектно- исследовательская работа присутствует на дополнительных (платных) занятиях по математике, которую я веду уже с 1 класса. При разработке программы для каждого года обучения включаю темы, предполагающие проектную работу. Учащиеся, уже имея представление такой работы, с большим желанием включаются в данную работу. И я уверена, что этот опыт пригодится им на следующих этапах образования и самообразования.
Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что успешная реализация указанных педагогических условий позволит современной школе не только эффективно формировать проектно-исследовательскую компетенцию учащихся, но и значительно повысить уровень обученности учеников за счет возрастания их интереса к учебному труду, повышения их поисковой и творческой активности в процессе добывания знаний и подготовки проектно-исследовательских работ. А значит, наше общество и государство получит больше мотивированных, творческих и заинтересованных в своей деятельности личностей, осознанно подходящих к своему труду.