СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал статьи поможет использовать проектную деятельност в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР"»

1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР


На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Метод проектов не заменяет классно-урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации самостоятельной работы учащихся. В последние годы наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников .У обучающихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру, что подталкивает учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классах их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

2

В начальных классах обучающиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап – УЧИТЕЛЬ - ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья планирует результаты обучения, предполагающие формирование универсальных учебных действий, которые означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Существует мнение, что организация проектной деятельности нужна для выявления наиболее одарённых обучающихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, и для развития их творческих способностей. Но это не так. Работа с детьми, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», необходима. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недоразвитием психических функций . Они обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Обучающиеся с ЗПР затрачивают больше времени на запоминание информации, в особенности они испытывают трудности с кратковременной памятью. У этих детей ниже интенсивность овладения новыми знаниями и навыками по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребёнка,

3

а это значит, что в правильно организованных условиях он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

Цель педагога – помочь ребенку с ЗПР реализовать свои задатки через коррекционную работу, выбор специальных приёмов и методов воздействия на личности ребёнка. Одной из продуктивных форм может стать самостоятельная деятельность обучающихся. Она лежит в основе проектной деятельности, что является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности.

В условиях индивидуального подхода к обучению сужается круг общения школьников, их жизнь строго регламентирована, существует дефицит общения с детьми и взрослыми. Проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы часто мешают детям наладить отношения со сверстниками. Использование метода проектов способствует развитию сотрудничества в процессе деятельности, формированию коммуникативных умений, к которым относятся:

а) умение спрашивать ( делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

б) умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

в) умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать);

г) умение договариваться (выбирать в доброжелательной обстановке самое верное, оригинальное решение);

д)умение выступать перед аудиторией (отвечать на вопросы, демонстрировать артистические способности).

Целесообразнее в работе с обучающимися с ЗПР использовать информационные и исследовательские проекты. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представление для широкой аудитории . Исследовательский проект связан с решением учеником творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Для учеников с ЗПР наиболее удобной является следующая работа над проектом:

1, Составление плана.

2. Выполнение проекта:

а) сбор конкретных фактов

б) группировка материалов

в) применение полученных знаний на практике

4

3. Подведение итогов: обсуждение, оценка работы.

4. Презентация.

Необходимым условием организации проектной деятельности является создание ситуации успеха. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Он обязан заботиться не только о качестве выполнения заданий, но и обеспечить условия для проявления самостоятельности каждым ребёнком и его развитие в соответствии со своими возможностями. Каждый ученик должен получить такое задание, с которым он успешно справится. Это поможет ему самоутвердиться, поднимет его авторитет .

Исходя из этого, одной из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни школы. Совместная деятельность помогает родителям не только лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, но и принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Большое значение имеет знание особенностей родителей обучающихся, умение предлагать задания, адекватные не только возможностям детей, но родителей. Организация работы с семьей на основе партнерских отношений способствует развитию личности школьника и является важнейшим условием коррекционно-развивающей работы. Несомненно, презентация результатов играет огромную роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя сводится к тонкой и грамотной оценке результатов: необходимо увидеть даже незначительные успехи каждого ребенка, участие каждого родителя, поощрить всех участников, подобрав каждому свою номинацию. В процессе презентации продуктов деятельности у детей формируются навыки адекватной оценки собственных результатов, умения оценивать друг друга в деятельности. В процессе презентации дети демонстрируют понимание проблемы, умение осуществлять работу, доводить начатое дело до конца. Наиболее удачными в работе с детьми их родителями в нашей школе были проекты по математике: "Старинные меры длины" (Паша, 2 класс) , "Числа в

5

русском фольклоре" (Паша, 3 класс ). Происходит переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой деятельности обучающихся, к совместному поиску решения поставленной проблемы.

Одной из главных задач школьных образовательных учреждений, заложенных в воспитательной работе, является патриотическое воспитание детей. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в маленьком человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. На основании всего вышесказанного, в 2019-2020 учебном году была попытка реализовать проект «Прошлое. Предметы русского быта» в рамках учебного предмета «Русский родной язык».

Практическое применение метода проектной деятельности на примере проекта 1 класса.

Участники (исполнители проекта): обучающийся 1 класса с задержкой психического развития (Ваня Л.), учитель , мама обучающегося (Наталья Александровна)

Тип проекта: информационно – практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 15.05.2020 г. по .12.06.2020 г.

Цель проекта: создать условия для расширения кругозора ученика о жизни простых русских людей в прошлом через совместную деятельность педагога, ученика и его родителей.

Задачи проекта:

⦁Собрать информацию о предметах быта русского народа.

⦁Обогатить словарный запас названиями старинных предметов быта.

⦁Выяснить, используются ли предметы быта в современном мире и какой имеют вид.

⦁Посетить музей и посмотреть наглядно на предметы быта русского народа.

⦁Нарисовать предметы русского быта.

Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Проблема: Почему надо знать историю своего народа?

Обеспечение проекта: развивающая предметно – пространственная среда; иллюстративный материал по данной теме в Интернете; фотографии рисунки; организация экскурсии, презентация «Прошлое. Предметы русского быта».

Предполагаемый результат на уровне ребенка:

1. Освоение доступных знаний об истории предметов русского быта.

2. Участие ученика в выставках рисунков, викторине по теме проекта, беседах.

6

3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее .

4. Расширение и активизация словаря детей с ЗПР по теме проекта.

Предполагаемый результат на уровне педагогов:

- повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

- творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Предполагаемый результат на уровне родителей:

- желания сотрудничества со школой;

- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка;

- сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

На первом этапе проекта вместе с мамой был составлен план:

-посещение краеведческого музея с цель ознакомить и заинтересовать ученика с прошлым русского народа;

-совместно с мамой изучить материал и сгруппировать предметы быта, используя данные, полученный из Интернета;

-выполнить в рисунках образы старинных бытовых предметов ( данный пункт был разработан основываясь на желании ученика рисовать);

-подготовить презентацию, используя фотографии и рисунки школьника.

Мир прошлого нашего народа входит в жизнь Вани постепенно. Задача учителя и мамы сделать так, чтобы он стал понятным и любимым. Очень хорошо, когда родители сами активно участвуют в жизни ребенка, когда воспитывают в них гордость за свою Родину. В рамках проекта мама Вани помогла собрать фотоматериалы из музея, приняли участие в подготовке рисунков по теме проекта. Наталья Александровна рассказывала о предметах русского быта в ходе знакомства с ними по Интернету (Приложение).

По окончании реализации проекта можно сказать, что цель проекта «Прошлое. Предметы русского быта»» была достигнута. Поставленные задачи выполнены. Проектная деятельность показала, что организация работы в начальной школе по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. В результате проведенной работы, было отмечено улучшение качества знаний детей с задержкой психического развития о прошлом нашей страны. Расширился словарь по данной теме. В процессе работы над проектом обучающиеся имели возможность делать что-то интересное самостоятельно.

7

Можно сделать вывод, что метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию познавательной компетентности у детей с ОВЗ.

Особая педагогическая значимость проектного метода:

- он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка с ЗПР; идущий от детских потребностей и интересов;

-проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что рациональное использование проектной деятельности в процессе обучения детей с ЗПР способствует развитию творческих способностей и учебной активности обучающихся начальных классов.



Литература:


1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.

4. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 2-3.

5.  Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII – начале XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С.5, 2001


Электронные ресурсы:

1.Щи.ру Русский крестьянский быт- https://schci.ru/byt.html

2.Быт крестьянина - https://valdvor.ru/bez-rubriki/byt-krestyanina-istoriya-rossii.html

3. Сайт Культурология РФ- https://kulturologia.ru/blogs/220318/38276/

Приложение «Материалы для подготовки презентации "Прошлое. Предметы русского быта"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!