Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности гендерного обучения мальчиков в начальной школе"»
Особенности гендерного обучения мальчиков в начальной школе.
В настоящее время среди инновационных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс является гендерное обучение.
В царской России во всех государственных средних общеобразовательных учреждениях существовало раздельное обучение мальчиков и девочек: кадетские корпуса, институты благородных девиц и т.д. В 50- х годах от раздельного обучения по ряду причин отказались. Вновь о нем заговорили в 90- х годах. Передовые школы стали проводить первые эксперименты современного раздельного образования.
Было проведено много исследований, из которых следует, что мальчики с момента рождения и до подросткового возраста немного отстают в темпах развития от девочек. Они начинают позже говорить, ходить и т. д. Мальчики также превосходят девочек в визуально – пространственных математических способностях. Речевой контроль у них реализуется на одинаковом уровне. В возрасте 6- 7 лет мнемические функции полушарий у мальчиков выражены слабее, меньше объем кратковременной памяти.
В нашей гимназии попытка гендерного обучения успешно реализуется в раздельно параллельных классах для мальчиков и девочек.
При совместном обучении мальчики менее прилежны и достигают меньших успехов в учебе. Кроме этого мальчики отличаются от девочек рядом других физиологических и психологических особенностей. Одной, из которых, является быстрое восприятие информации. Мальчики любят открывать новое, но зачастую с закреплением материала возникают проблемы. Неустойчивое внимание - это еще одна из особенностей мальчиков. Как только эффект новизны заканчивается, внимание детей рассеивается. Мальчикам проще сначала выполнить задание, а потом уже рассказать о своих действиях.
В отличие от девочек, мальчикам показаны групповые работы с элементами соревнований, это их заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ.
Одни и те же темы в раздельных классах дети изучают разными темпами. Поэтому уроки должны строиться по- разному. У мальчиков наибольшая работоспособность наступает в середине урока, поэтому урок должен быть спланирован так, чтобы наиболее сложный материал усваивался именно в этот промежуток.
Учителю, работающему с мальчиками нужно уметь направлять их неиссякаемую энергию в нужное русло. Постоянно делать акцент на то, что мальчик – бедующий мужчина, защитник, должен уважительно относиться к женскому полу, отвечать за свои поступки и развивать себя. В гимназии этому так же способствует проект - «Встреча со Значимым другим». В рамках этого проекта приглашаются люди, которые рассказывают о своих профессиях. Для мальчиков интересны встречи с полицейскими, пожарными, инженерами и т.д.
Для того, чтобы восполнить недостаток общения с противоположным полом, на таких уроках как музыка, технология и изобразительное искусство, а также общешкольных мероприятиях мальчиков и девочек объединяют в единые коллективы.
Также огромную роль в гендерном воспитании детей оказывает регулярная работа с родителями. Для них проводятся тематические родительские собрания. Проводит беседы школьный психолог. В группах классов в социальных сетях ведется рубрика «Родительский лекторий».
Таким образом, гендерное обучение позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола. Это позволяет добиться хороших результатов в учебе и избежать переутомления.
Литература
Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки… Как их учить?» Народное образование. №2 2011 г.
Тельтевская Н.В., Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников. Саратов, 2009.
Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты/НШИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.-М.,2010.