О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Шульга Жанна Юрьевна
студентка 2 курса магистратуры, НП Педагогическое образование
МП Географическое образование,
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск
Е-mail: [email protected]
Козлова Галина Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск
Проблема креативности долгое время вызывала споры, т.к. многие педагоги - психологи отрицали её значимость. Множество работ по данной проблеме опубликовано зарубежными психологами (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной психологии особый вклад в исследовании этого феномена внесли работы таких исследователей, как Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, В.Н. Козленко и др.
Мы опираемся на определение, данное Б.Г. Мещеряковым и В.П. Зинченко, где креативность рассматривается, как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [1, с. 321-322].
В исследовании участвовали 180 обучающихся старших классов школ Октябрьского района, а так же 20 учителей географии.
Проведя анкетирование среди учителей, мы сделали вывод о том, что среди учителей нет четкого понимания понятия «креативность», их мнение по этому вопросу разделилось: большинство учителей географии под «креативностью» понимают творческие способности (40%) и творческую деятельность (35%) обучающихся и лишь 25% считают, что это способность порождать необычные идеи. По мнению опрошенных, понятия «творчество» и «креативность» это аналогичные понятия(30%), креативность особый вид творчества (45%), творчество часть креативности (25%).
Печален тот факт, что 20% учителей считают, что уровень творческого мышления и креативность не связаны между собой.
Среди методов и технологий, способствующих развитию креативности, педагоги заслуженно отдали предпочтение проблемному обучению (60%), а вот исследовательской и проектной деятельности – 15 и 5 % , что конечно не может не беспокоить. При этом они указывают, что наиболее эффективны для развития креативности творческие задания (рис.1).
Рис.1. Методы и технологии способствующие развитию креативности
а) проблемное обучение б) исследовательская деятельность
в) модульное обучение г) проектная деятельность
Что касается содержания курса «Экономическая и социальная география мира», учителя отметили, что в меньшей степени создает условий для развития креативности материал по теме «Мировое хозяйство (15%) и «Природное и культурное наследие» (20%) и больше всего тема «Население мира» - 35%.
Анализ анкетирования школьников показал, что географическая информация, к сожалению, мало интересует школьников. 44% учащихся интересуются редко или не интересуются совсем. Они не видят её важность и необходимость для повседневной жизни. Лишь 3% учащихся хотели бы связать свою жизнь с географией.
Обучающиеся отмечают, что учитель географии творческие задания применяет редко - 75%; или не использует совсем - 11%. Причем дети отмечают, что они хотели бы получать творческие и проблемные задания т.к. «их выполнять интересно».
Установлено что задания, связанные с «игрой ума»; (на прогнозирование, проявление фантазии, воображения и т.д.) выполняют с удовольствием всего 22% опрошенных.
Большинство школьников (65%) редко задают вопросы на уроках при изучении новых тем по географии и 17% не задают совсем. Нестандартные оригинальные ответы дают всего 21% школьников.
Для оценки исходного уровня креативности мы провели диагностику обучающихся 10 - 11 классов МКОУ «Черницынская СОШ» по методу Дж. Брунера, которая предполагает проведение тестирования на определение базового мышления и креативности [2, с.118-121]. Результаты показали, что из 33 учащихся - высокий уровень креативности в 10 классе имеют 3 человека (19%), в 11 - 4 (24%)(рис. 2).
Рис. 2.Уровень креативности у обучающихся 10-11 классов
Затем, была проведена срезовая работа, нами использовались творческие и проблемные задания т.к. «проблемные задачи» также являются методом оценки креативности. Проблемные задачи строятся по принципу рассогласования, несоответствия того, что должно быть и того, что есть. Такое рассогласование стимулирует умственную деятельность испытуемого. Этот стимул вызывает у испытуемого множество внутренних стимулов мотивационного порядка. Поэтому нельзя сказать, какой мотив является ведущим в данной деятельности.
Срезовая работа подтвердила результаты анкетирования и тестирования. Работу на «3» и «2» выполнили почти 60% обучающихся (табл.1). Следовательно, уровень сформированности креативности и образного мышления очень низок.
Таблица 1
Отметка | Количество учащихся |
чел. | % |
5 | 6 | 18 |
4 | 9 | 27 |
3 | 15 | 46 |
2 | 3 | 9 |
В целом старшеклассники слабо справились с проблемными заданиями, которые были построены по принципу рассогласования, несоответствия того, что должно быть и того, что есть. Это свидетельствует о необходимости принятия мер в данном направлении. Одним из путей решения проблемы мы видим в применении проблемных и творческих заданий при изучении географии в 10-11 классах.
Список литературы:
Мещеряков Б. Г. Полный энциклопедический справочник по психологии / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – С - Пб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 896 с.
Лобанов А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум / А. П. Лобанов. – Минск: БГПУ, 2014. – 144 с.