СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены актуальные проблемы партнерства семьи и школы, современные формы взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное образование «Город Курчатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова

_____________________________________________________________________________________

ИНН 4634004933 КПП 463401001 ОГРН 1024601276457 ОКПО 23024196 ОКВЭД 85.13 ОКВЭД 85.14

307250, Город Курчатов, Курской области, улица Строителей, дом 10,

тел./факс (47131)-4-64-35, [email protected]







Выступление на тему

«Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»


















Подготовила: Шаповалова Е.В.

учитель начальных классов






г. Курчатов, 2019г.


«Семья и школа: пути сотрудничества в современных условиях»


«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей,

и для родителей.

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

(В. А. Сухомлинский)


В Семейном кодексе РФ описаны права и обязанности родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Почему же семье уделяется такое большое значение? Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.

В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осущест­влении взаимодействия.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не может заменить ребенку родителей, она лишь может сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность само реализоваться и проявить свои возможности. Но к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом.

Воспитание детей до сих пор сохраняется в российской семье как ведущая функция. Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится разви­тию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обу­чению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:

  • социально-культурного, который определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками;

  • социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;

  • бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.

Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими общественными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком общественными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Итак, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Следующим социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как со­циальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.

В законе «Об образовании в РФ» определено, что образова­тельное учреждение (школа) осуществляет реализацию образова­тельных программ, обеспечивает воспитание обучающихся. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.

Каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда получается привлечь семью в свои союзники.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса.

Основные формы работы с семьей. Это групповые и индивидуальные формы. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие.

Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.

Консультации могут быть тематическими. С родителями консультации полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

Также одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информации родителей об успехах их детей, поведении и посещаемости. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.

К групповым формам работы с семьей относится психолого- педагогическое просвещение родителей. Используются такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями- предметниками или администрацией школы. Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно- воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.

Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.

Также существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы.

К традиционным формам относятся:

Лекция- это форма психолого- педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор- сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения вовремя лекции- непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Конференция- это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции может быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.

Практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей.

Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытых уроках. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.

Ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, родительские вечера, родительские чтения.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без использования психолого- педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников. Диагностические материалы, если педагог их правильно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Главным направлением взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса- педагоги, дети и родители- становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей