СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Способы работы с кластером как средство развития смыслового чтения на уроках русского языка в 4 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Способы работы с кластером как средство развития смыслового чтения на уроках русского языка в 4 классе"»

СПОСОБЫ РАБОТЫ С КЛАСТЕРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ


Островская Дарья Дмитриевна, студент 3 курса

КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель: Пудова Ольга Александровна

Аннотация статьи. В данной статье рассматривается значимость и актуальность использования кластеров как средство развития смыслового чтения, а также способы работы с ними на уроках русского языка в 4 классе.

Ключевые слова: кластер, развитие речи, смысловое чтение.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) под сущностью смыслового чтения понимает освоение техники чтения: зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения: пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий. [1]

Навыки смыслового чтения должны закладываться с самой начальной школы. Действия обучающихся должны быть более активными, творческими и самостоятельными. [3]

Одним из основных средством формирования познавательной активности школьников является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Этот инновационный подход к обучению дает возможность таким образом организовать учебный процесс, что школьнику урок принесет и пользу, и радость. Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации, и здесь наиболее распространенным является прием составления кластера, представляющего собой отражение нелинейной формы мышления.

Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов. Он представляет собой графической способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. [3]

Кластер — это своего рода педагогическая стратегия, позволяющая школьникам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Мною были проанализированы учебники по русскому языку за 4 класс УМК «Перспектива». Было замечено, что на протяжении всего года обучения в разделах предполагается работа, направленная на развитие смыслового чтения. В учебниках работа с кластерами предлагается только для изучения и разбора правил, но учитель дает задания на работу с кластерами и их составление.

На основе проанализированных заданий из учебника русского языка, мною были продуманы и разработаны свои упражнения для обучающихся 4 класса, которые направлены на развитие смыслового чтения и работу с кластерами.


Упражнение 1.


Прочитайте текст и выполните задания:


Серебряный хвост


Всю ночь в горах свистел разъяренный ветер. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

Я шёл по узкой тропинке и увидел, как вдоль берега пробежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливаясь в мягком снегу. У лисицы был удивительный хвост. Он буквально пылал серебром.

Я направился по лисьему следу. Здесь лисица прыгнула через широкий ручей и сорвалась в воду. Намок её красивый пушистый хвост. Теперь каждая его волосинка была покрыта ледяным чехлом.

Ловко обманула меня волшебница зима! Она показала мне чудесного зверя со сказочным хвостом.


  1. О чем говорится в тексте?

__________________________________________________



  1. Выпиши ключевые слова/словосочетания из второго абзаца:

__________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Дай название предпоследнему абзацу.

___________________________________________________


  1. Объясни постановку знаков препинания в предложении: «Я шёл по узкой тропинке и увидел, как вдоль берега пробежала лисица.»

__________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выпиши из текста 5 существительных 1 склонения:

_____________________________________________________________


  1. Как ты понял значение слова «наст»?

_____________________________________________________________


Упражнение 2.


Составьте в паре кластер «Признаки имени существительного».



Изучение родного русского языка дает обучающимся представление о языке, как важнейшем средстве обучения и общения, приучает их внимательно слушать и адекватно воспринимать речь других, формулировать и корректировать свои высказывания с учетом разных ситуаций. Если мы развиваем речь ребенка, значит мы развиваем и его интеллект.

Мы убеждены, что работа с различными способами смыслового чтения и кластером поможет сделать урок полезным и увлекательным. Данная работа учит детей анализировать, развивает их мышление и речь, а также помогает им пополнять свой словарный запас для дальнейшего его использования в повседневной жизни.




Список литературы



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/press/4074

  2. Пошелюзная В.В. Роль смыслового чтения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/rol-smislovogo-chteniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2023328.html

  3. Тахмина Т.М., Кластер на уроках русского языка в начальных классах как метод технологии критического мышления [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klaster-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah-kak-metod-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!