СПОСОБЫ РАБОТЫ С КЛАСТЕРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Островская Дарья Дмитриевна, студент 3 курса
КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Пудова Ольга Александровна
Аннотация статьи. В данной статье рассматривается значимость и актуальность использования кластеров как средство развития смыслового чтения, а также способы работы с ними на уроках русского языка в 4 классе.
Ключевые слова: кластер, развитие речи, смысловое чтение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) под сущностью смыслового чтения понимает освоение техники чтения: зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения: пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий. [1]
Навыки смыслового чтения должны закладываться с самой начальной школы. Действия обучающихся должны быть более активными, творческими и самостоятельными. [3]
Одним из основных средством формирования познавательной активности школьников является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Этот инновационный подход к обучению дает возможность таким образом организовать учебный процесс, что школьнику урок принесет и пользу, и радость. Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации, и здесь наиболее распространенным является прием составления кластера, представляющего собой отражение нелинейной формы мышления.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов. Он представляет собой графической способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. [3]
Кластер — это своего рода педагогическая стратегия, позволяющая школьникам свободно размышлять над какой-либо темой, дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Мною были проанализированы учебники по русскому языку за 4 класс УМК «Перспектива». Было замечено, что на протяжении всего года обучения в разделах предполагается работа, направленная на развитие смыслового чтения. В учебниках работа с кластерами предлагается только для изучения и разбора правил, но учитель дает задания на работу с кластерами и их составление.
На основе проанализированных заданий из учебника русского языка, мною были продуманы и разработаны свои упражнения для обучающихся 4 класса, которые направлены на развитие смыслового чтения и работу с кластерами.
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания:
Серебряный хвост
Всю ночь в горах свистел разъяренный ветер. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.
Я шёл по узкой тропинке и увидел, как вдоль берега пробежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливаясь в мягком снегу. У лисицы был удивительный хвост. Он буквально пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь лисица прыгнула через широкий ручей и сорвалась в воду. Намок её красивый пушистый хвост. Теперь каждая его волосинка была покрыта ледяным чехлом.
Ловко обманула меня волшебница зима! Она показала мне чудесного зверя со сказочным хвостом.
О чем говорится в тексте?
__________________________________________________
Выпиши ключевые слова/словосочетания из второго абзаца:
__________________________________________________________________________________________________________________________
Дай название предпоследнему абзацу.
___________________________________________________
Объясни постановку знаков препинания в предложении: «Я шёл по узкой тропинке и увидел, как вдоль берега пробежала лисица.»
__________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста 5 существительных 1 склонения:
_____________________________________________________________
Как ты понял значение слова «наст»?
_____________________________________________________________
Упражнение 2.
Составьте в паре кластер «Признаки имени существительного».
Изучение родного русского языка дает обучающимся представление о языке, как важнейшем средстве обучения и общения, приучает их внимательно слушать и адекватно воспринимать речь других, формулировать и корректировать свои высказывания с учетом разных ситуаций. Если мы развиваем речь ребенка, значит мы развиваем и его интеллект.
Мы убеждены, что работа с различными способами смыслового чтения и кластером поможет сделать урок полезным и увлекательным. Данная работа учит детей анализировать, развивает их мышление и речь, а также помогает им пополнять свой словарный запас для дальнейшего его использования в повседневной жизни.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/press/4074
Пошелюзная В.В. Роль смыслового чтения на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/rol-smislovogo-chteniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2023328.html
Тахмина Т.М., Кластер на уроках русского языка в начальных классах как метод технологии критического мышления [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klaster-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah-kak-metod-tehnologii-kriticheskogo-myshleniya