СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира" по УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира"»

Научная статья

«Развитие творческих способностей у младших школьников

в проектной деятельности на уроках окружающего мира».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество, творческие способности, личность младшего школьного возраста, деятельность, проект, проектная деятельность.

АННОТАЦИЯ: цель исследования – разработать структуру и содержание проектной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира для эффективного развития творческих способностей учащихся.

Для реализации поставленной цели были выделены показатели творческих способностей и проведена диагностика выявления уровней сформированности показателей у учащихся 1 класса.


В современном мире с развитием инновационных технологий и образовательного пространства требуются люди, способные преобразовать мир, в котором мы живем, и создающие гармоничное общество, где каждый из нас будет личностью, гражданином, воспитанным на определенных идеалах, ценностях, а также осознающий ответственность за свои действия [3].

В младшем школьном возрасте у детей наблюдается потребность в знаниях об окружающем мире, которых недостаточно, поэтому отсутствие необходимой информации затрудняет жизнь школьника.

Проблема нашего исследования звучит так: «Какой должна быть структура и содержание проектной деятельности, чтобы обеспечить развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира.»

Цель данного исследования состоит в разработке структуры и содержании проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

В современном обществе начальная школа постоянно находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Она ставит цель – дать возможность всем детям. без исключения, проявить свои творческие способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем.

В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования - личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Проблема формирования и развития творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками ( Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.

Для того, чтобы понять с помощью чего мы будем развивать творческие способности младших школьников мы обратимся к педагогическим методам и приемам.

Одним из ведущих педагогических методов обучения на уроках окружающего мира в школе является метод проектов.

«Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта» [6].

Сейчас проектирование широко применяется в начальном звене, когда дети совместно с родителями разрабатывают разного рода проекты.

В основу метода проектов положена идея о реализации учебно-познавательной деятельности у младших школьников, которая нацелена на результат и развитие творческих способностей у детей.

Метод проектов применяется на уроках в том случае, когда в образовательном процессе возникает какая-либо исследовательская или творческая задача [5].

Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует:

• обеспечению целостности педагогического процесса, единству разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

• развитию творческих способностей обучающихся;

• формированию познавательного мышления и познавательных мотивов учения, так как учащиеся предполагают конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и навыки[7].




Опытно-поисковая работа была проведена в 1 классе образовательной школы города Екатеринбурга.

Данный класс изучает курс «Окружающего мира» по образовательной системе «Школа России». Автор учебно-методического комплекса по окружающему миру – Плешаков А.А.

Мы организовали диагностическую работу на начальном этапе исследования у младших школьников с помощью применения теста Е.П.Торренса.

Проведя диагностику на начальном этапе исследования по выявлению уровняразвития творческих способностей, мы выяснили, что из 30 обучающихся 1 класса 27% обладают низким уровнем развития творческих способностей, средний уровень у 37% и высокий уровень наблюдается у 36% учащихся класса.

Таким образом, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо повышать уровень развития творческих способностей детей. Поэтому мы предлагаем разработать, согласно тематическому планированию уроков окружающего мира, проектную деятельность обучающихся, которая бы способствовала развитию творческих способностей у детей.

Следовательно, мы предполагаем, что при повторном проведении диагностического исследования, уровень развития творческих способностей у обучающихся данного класса повысится.

Из вышесказанного следует:

• Предположительно эффективным методом развития творческих способностей детей является метод проектов.

• Метод проектов – это педагогическая технология, побуждающая обучающихся к активному осмыслению своей деятельности с точки зрения ее ценностного подхода и формированию у учащихся адекватной самооценки.













Список литературы:

  1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: Междун. Образов. и Психол. Колледж, 1995.

  2. Каменщикова, Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников: дис. канд. пед.наук. – Екатеринбург, 2006.

  3. Кондратьева, Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары, 2007.

  4. Мацкевич, Т.А. Педагогические технологии в развитии детей развития [Текст]/ Т.А.Мацкевич, Л.Г.Лукоянова// Негосударственное образовательное учреждение школа «Творчество»: опыт становления и тенденции развития/ Сост. Т.А.Мацкевич, А.П.Шевченко. – Самара, 2001.

  5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б.Воронцев, В.М.Заславский, С.В.Егоркина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  6. Фишер, Р.Э. Как развить ум вашего ребенка/ Р.Фишер; перев.санг. Л.В. Тишковой. – М.: Астрель: АСТ, 2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!