СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках ОРКСЭ"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно на каждом предмете формировать у детей как предметные результаты, так и метапредметные. Предмет ОРКиСЭ в начальной школе начинает изучаться только в 4 классе и данный предмет не является исключением для развития познавательных УУД. Рассмотрим, как познавательные УУД могут формироваться на ОРКиСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках ОРКСЭ"»

Автор: Путинцева Елизавета Владимировна (студентка 3 курса Красноярского педагогического колледжа им. Горького)



Тема: "Развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса на уроках ОРКСЭ"



Аннотация: важно на каждом предмете формировать у детей как предметные результаты, так и метапредметные. Предмет ОРКиСЭ в начальной школе начинает изучаться только в 4 классе и данный предмет не является исключением для развития познавательных УУД. Рассмотрим, как познавательные УУД могут формироваться на ОРКиСЭ.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные УУД.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) одной из важнейших задач начальной школы является развитие универсальных учебных действии, среди которых важную роль играют познавательные.

Среди них можно выделить: освоение начальных форм познавательной рефлексии, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действии происходит во время обучения младших школьников, в том числе и на дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики».

Определенные трудности возникают в определении специфики развития и содержания познавательных универсальных учебных действии в ходе изучения данного предмета, в анализе приемов и методов развития.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован обучающимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребёнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями учитывает установление контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований.

Познавательный интерес самопроизвольно не вырастает из потребностей и не приобретается, а специально формируется и развивается. Познавательный интерес - один из ведущих мотивов учения, заключающийся в направленности личности на процесс познания, проявляющийся в положительной эмоционально окрашенной расположенности учащегося к учению, к познавательной деятельности. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с начальной школы, поскольку именно в ней выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных предметах и видах деятельности.

Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся для детей младшего школьного возраста умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».. Перед каждым учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на постоянно изменяющиеся условия, были способны определять новые задачи и проблемы и пути их решения.

В предметном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляются такие метапредметные познавательные результаты, которые, в свою очередь, содействуют осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития обучающийся самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем.

Таким образом, получается, что метапредметные познавательные УУД должны быть направлены на достижение обучающимися восемнадцати результатов, а именно – на достижения навыка работы с базовыми логическими действиями, базовыми исследовательскими действиями и работой с информацией. А достижение данных результатов должно происходить через использование приемов общеучебных действий, действий постановки и решения проблем и логических действий.

Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников - одна из значительных задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Очень важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов обогащают свою деятельность приемами и определенными методами, пробуждающими непосредственный интерес обучающегося. Педагогические приемы являются основой успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний обучающихся. Педагогические приемы – это относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; способ педагогических действий в определенных условиях.

Для формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть информация, позволяющая выполнить задание.

В свою очередь, можно выделить некоторые педагогические приемы, способствующие формированию познавательных УУД в начальной школе на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» на примере работы по учебнику УМК Школа XXI века:

  1. Поиск и выделение необходимой информации – поисковая деятельность, направленная на выделение нужной (главной) информации из множества объектов.

Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации подразумевает под собой умение найти нужные сведения, представленные в различных формах (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) в различных источниках (учебник, справочная литература, словарь, текст и т.д.).

Примером такого педагогического приема, способствующего формированию познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках ОРКСЭ является урок по теме «Как все начиналось. Народы Сибири» при работе с картой «Народы Сибири в XVII веке». Учитель дает следующее задание: необходимо рассказать, какие города и реки находятся рядом с местом проживания различных народов Сибири;

Обучающиеся, анализируя карту, выделяют необходимую им информацию, а именно: какие есть народы на данной карте, какие рядом с их местами проживания есть города и реки.

Важно на протяжении всего урока поддерживать обучающимися рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процессов и результатов деятельности. Так ученики будут понимать, какие действия при работе с различной информацией были эффективнее; как ты работал на уроке и можно ли

  1. Установление причинно-следственных связей предполагает определение связей между конкретными событиями, результатами и определение степени воздействия каждого элемента или фактора в этой цепи на объект. То есть, простыми словами, при установке причинно-следственных связей обучающимися, они ищут причины, по которой произошло то или иное действие.

Так, при изучении темы «Заглянем в бабушкин сундук», в самом начале дается информация о том, что будет изучаться – «Обсудим вместе»: Почему национальные костюмы народов России такие разные? Случайно ли это? О чем может рассказать одежда человека? Сверим свои высказывания с текстом.

Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с национальными костюмами разных народов России и предметами их быта, после чего предположить, почему данные предметы выглядят именно так. Например: почему якуты носят теплую одежду, сохраняющую тепло?

Обучающиеся: «Потому что якуты живут на севере, а там холодно, им нужна теплая одежда». Таким образом, за счет данного задания, обучающиеся демонстрируют умения установки причинно-следственных связей – нашли причину, по которой данный народ России так одевается.

Заключение

Мы выявили на примере работы с учебником, что формирование познавательных универсальных учебных действий является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, знаний о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в глубоком изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Таким образом, мы рассмотрели приемы формирования познавательных УУД на примере заданий из учебника, проанализировали их эффективность и выявили, что данный метапредметный результат важен при подготовке обучающихся к самостоятельной деятельности и в 4 классе на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» важно формирование познавательных универсальных учебных действий.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021

  2. Виноградова Н. Ф. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2013

  4. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Илекса, 2016

  5. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий обучаемых в процессе решения задач [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3068/1/03Bazhina2.pdf?ysclid=lbnkcj3ljx853055029

  6. Педагогические приемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/piedaghoghichieskiiepriiomy.html?ysclid=lbnie6bgc1126692246

  7. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sch1420uv.mskobr.ru/files/Obrazovanie/FGOS/2_soderzattelniy_razdel.pdf?ysclid=lbnfxtgxbx435878789

  8. Рабочая программа. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://salir.ucoz.ru/dok/Raboch_programm/2018-19/4_klass/orkseh_4.pdf





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!