Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Татуревич Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ школа №54
2021г.
Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
В современном мире остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые, личностные контакты требуют от современного человека разнообразных высказываний, как в устной речи, так и в письменной. Жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. Это говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач современной школы.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. По результатам психолого-педагогических исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствии и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на I ступени обучения, не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания. Задача учителя начальных классов – научить школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. С первого класса должна вестись борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, с большим количество речевых ошибок. Решение этой задачи требует от педагога творческого подхода. Это возможно, если в системе применять новые педагогические технологии: личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение, технологию эффективной речевой деятельности, использовать разнообразные приемы развития коммуникативных способностей.
На каждом уроке русского языка необходимо формировать у учащихся различные коммуникативные умения и навыки:
– умения понять тему сообщения и её основную мысль;
– полно или частично извлечь нужную информацию;
– умения строить монологическое высказывание;
– умения вести диалог;
– умения отбирать языковые средства;
– умения совершенствовать своё устное или письменное высказывание.
Работа по формированию коммуникативных навыков ведётся по таким направлениям:
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа над связной речью;
формирование умений воспринимать высказывания.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке используются:
игровые приёмы;
групповая и парная формы работы;
занимательный текстовой материал;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
Для развития речевого аппарата предлагаю такие упражнения:
-назовите звук, который изменил слово.
СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ
КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА;
-замените первый звук в слове на звук [х]. Прочитайте новые слова.
САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, СВАЛИТЬ;
-с помощью звука [й] совершите «волшебные» превращения слов
МАКИ, РЕКИ, ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ (майки, рейки, лайки, сойки, стройки, байки);
-распутайте слова: БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО, МОСАВАР, МОСАЛЕТ;
-игра “Договори слово”
СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)
СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)
Для формирования правильной речи использую такие упражнения:
-договорить слова в рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);
-согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);
-употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).
Уточнение словарного запаса возможно через:
-беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
-этимологический анализ слова.
Для этого использую упражнения в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; организуется наблюдение над явлением многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов и морфем. Например,
-назвать действия (перекидывая мяч):
Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …;
-назвать другой предмет с тем же признаком:
Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …);
-указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
думать, ехать, размышлять, соображать.
-в следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:
свежая пища, запас корма, вкусная еда;
наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;
неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;
вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.
. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.
-указать значения каждого из слов.
шашки, коса, норка, лисички.( шашки- игра, шашки- оружие)
Развитию коммуникативных творческих способностей учащихся на уроках русского языка содействуют и дидактические игры. Например,
1. «Диктор». Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы.
2. «Редактор». Исправить все речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Заменить в тексте все иноязычные (устаревшие) слова русскими (современными).
К творческим заданиям, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, можно отнести и такие, как:
1. Угадай слово по его описанию. Объясни, как это удалось сделать.
«Архитектурные строения» пчёл (ульи).
«Глаз» автомобиля (фара).
2. Какая пословица зашифрована? Объясни.
Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).
Когда можно смело гулять? (Сделал дело, гуляй смело).
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом выполняются грамматические задания по теме урока.
Варианты упражнений:
а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон:
б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы:
в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.
Проводятся специальные упражнения:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.
2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце ( работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).
3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя), незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)
4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.
Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
Мы лисички тоже!
Как, с одной-то лапкой?
Нет, еще со шляпкой!
Большие возможности для развития коммуникативных навыков предоставляет организация групповой деятельности на уроках русского языка. Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в них познавательного интереса, стремление к успеху, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими учениками. Работу в группе эффективно применять при проведении учебных игр на уроках русского языка. В качестве примеров групповых игр, направленных на формирование коммуникативных способностей учащихся, можно провести следующие :
1. Игра «Необычные словари». Класс делится на творческие группы, которым предстоит самостоятельно разработать несуществующие словари. Возможные варианты :словари любимых слов, словарь добрых слов, словарь вежливых слов, спортивный словарь, «овощной» словарь.
Развитию коммуникативных навыков способствует проблемное обучение. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения: задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
Чтобы уровень развития коммуникативных умений и навыков возрастал,учителю начальных классов необходимо тщательно продумывать содержание урока русского языка, систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Содержание всех упражнений на уроке должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.
На каждом уроке русского языка обязательно:
- введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств
-введение в урок пословиц, поговорок и упражнений с фразеологизмами, что необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания;
-упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки (распространение, дополнение неоконченных предложений; изменение порядка слов; восстановление деформированного предложения; составление предложения по аналогии; увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания достигаются перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.
Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:
-развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
-понимание речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре;
-развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе слов вопроса.
Чередования различных упражнений поднимает интерес к русскому языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений. В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Несомненно, развитие коммуникативных навыков и умений является приоритетным в обучении младших школьников.