СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка".»













Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.























Татуревич Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ школа №54

2021г.



Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

  В современном мире остро ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые, личностные контакты требуют от современного человека разнообразных высказываний, как в устной речи, так и в письменной. Жизнь показывает, что очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения. Это говорит о том, что развитие коммуникативных способностей личности – одна из главных задач современной школы.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. По результатам психолого-педагогических исследований выявлено, что на современном этапе в процессе обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Младшие школьники, старшеклассники, а в последствии и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на I ступени обучения, не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задает ее как умение строить семантически самостоятельные высказывания. Задача учителя начальных классов – научить школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. С первого класса должна вестись  борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, с большим количество речевых ошибок.  Решение этой задачи требует от педагога творческого подхода. Это возможно, если в системе применять новые педагогические технологии: личностно-ориентированное, дифференцированное, проблемное обучение, технологию эффективной речевой деятельности, использовать разнообразные приемы развития коммуникативных способностей.

   На каждом уроке русского языка необходимо формировать у учащихся различные коммуникативные умения и навыки:

– умения понять тему сообщения и её основную мысль;

– полно или частично извлечь нужную информацию;

– умения строить монологическое высказывание;

– умения вести диалог;

– умения отбирать языковые средства;

– умения совершенствовать своё устное или письменное высказывание.





   Работа по формированию коммуникативных навыков ведётся по таким направлениям:

  • работа над развитием речевого аппарата;

  • уточнение и обогащение словарного запаса;

  • формирование грамматического навыка;

  • работа над связной речью;

  • формирование умений воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке используются:

  • игровые приёмы;

  • групповая и парная формы работы;

  • занимательный текстовой материал;

  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

  •   Для развития речевого аппарата предлагаю такие упражнения:

  • -назовите звук, который изменил слово.

  • СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

  • КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА;

  • -замените первый звук в слове на звук [х]. Прочитайте новые слова.

  • САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, СВАЛИТЬ;

  • -с помощью звука [й] совершите «волшебные» превращения слов

  • МАКИ, РЕКИ, ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ (майки, рейки, лайки, сойки, стройки, байки);

  • -распутайте слова: БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО, МОСАВАР, МОСАЛЕТ;

  • -игра “Договори слово”

  • СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)

  • СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)

  •    Для формирования правильной речи использую такие упражнения:

  • -договорить слова в рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей);

  • -согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой карандаш, моя книга);

  • -употребление прилагательных – “Из чего предмет?” (деревянный карандаш).

   Уточнение словарного запаса возможно через:

-беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);

-этимологический анализ слова.

   Для этого использую упражнения в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; организуется наблюдение над явлением многозначности, синонимии, антонимии и омонимии  слов и морфем. Например,

-назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …;

-назвать другой предмет с тем же признаком:

Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая ( и ручей …);

-указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.

  • грустный, печальный, унылый, глубокий;

  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;

  • думать, ехать, размышлять, соображать.

-в следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова:

  • свежая пища, запас корма, вкусная еда;

  • наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя;

  • неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный поэт;

вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.

. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

-указать  значения каждого из  слов.

  • шашки, коса, норка, лисички.( шашки- игра, шашки- оружие)

  • Развитию коммуникативных творческих способностей учащихся на уроках русского языка содействуют и дидактические игры. Например,

  • 1. «Диктор».  Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы.
    2. «Редактор». Исправить все речевые ошибки в тексте.
    3. «Переводчик».  Заменить в тексте все иноязычные (устаревшие) слова русскими (современными).

  •   К творческим заданиям, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, можно отнести и такие, как:

  • 1. Угадай слово по его описанию. Объясни, как это удалось сделать.
      «Архитектурные строения» пчёл (ульи).
      «Глаз» автомобиля (фара).

  • 2. Какая пословица зашифрована? Объясни. 
    Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

  • Когда можно смело гулять? (Сделал дело, гуляй смело).









Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом выполняются грамматические задания по теме урока.

Варианты упражнений:

а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон:

б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы:

в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце ( работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. синонимы: сырой - влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя), незрелый, зелёный (например, виноград, помидор)

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно им даются в занимательных, игровых материалах: “Несет меня лиса за темные леса...”; “Не хочет косой косить косой, говорит: “Коса, коса”.

Кто вы?

Мы лисички, дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

 Мы лисички тоже!

 Как, с одной-то лапкой?

 Нет, еще со шляпкой!





   Большие возможности для развития коммуникативных навыков предоставляет организация групповой деятельности на уроках русского языка.  Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в них познавательного интереса, стремление к успеху, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими учениками. Работу в группе эффективно применять при проведении учебных игр на уроках русского языка. В качестве примеров групповых игр, направленных на формирование коммуникативных способностей  учащихся, можно провести следующие :

1. Игра «Необычные словари». Класс делится на творческие группы, которым предстоит самостоятельно разработать несуществующие словари. Возможные варианты :словари любимых слов, словарь добрых слов, словарь вежливых слов, спортивный словарь, «овощной» словарь.

Развитию коммуникативных навыков способствует проблемное обучение. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения: задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

   Чтобы уровень развития коммуникативных умений и навыков возрастал,учителю начальных классов необходимо тщательно продумывать содержание урока русского языка, систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Содержание всех упражнений на уроке должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.

На каждом уроке русского языка  обязательно:

- введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств

-введение в урок пословиц, поговорок и упражнений с фразеологизмами, что необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания;

-упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки (распространение, дополнение неоконченных предложений; изменение порядка слов; восстановление деформированного предложения; составление предложения по аналогии; увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания достигаются перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.

   Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:

-развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);

-понимание речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре;

-развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе слов вопроса.

   Чередования различных упражнений  поднимает интерес к русскому языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений. В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Несомненно, развитие коммуникативных навыков и умений является приоритетным в обучении младших школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!