СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ДНЕВНИКА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК» В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет в создании внеурочных занятий с применением проектной задачи для обогащение словарного запаса младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ДНЕВНИКА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК» В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ДНЕВНИКА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК» ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Меренкова Арина Олеговна, студент

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»


Аннотация

Важность задачи обогащения словарного запаса в образовательной деятельности в начальные школы обусловлена ролью лексического уровня языка в коммуникации, интеллектуальном развитии ребенка и познании мира, а также необходимостью формирования и совершенствования компетентностной базы обучающихся (в соответствии с требованиями ФГОС ООО). В связи с этим, наиболее эффективным способом по обогащению словаря является включение проектной задачи. Применяя проектную задачу, запоминание слов подкрепляется положительными эмоциями, поскольку образовательный процесс становится более увлекательным, интересным; есть возможность работать с лексикой через разные приемы; можно удачно формировать условия совместной деятельности и развивать умения работать в группе; создается комфортная, непринужденная атмосфера образовательного процесса, которая направлена на обогащения словарного запаса млaдших школьников.

Ключевые слова: проектная задача, словарная работа, речь, развитие речи, словарный запас

В современном образовательном процессе одним из главных аспектов нового подхода является применение проектной задачи. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, введенный в действие с 31.05.2021г.) указывается, что «для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: …выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности» [1, с. 42].

Вышесказанное позволяет предположить, что проектная задача, ориентирована «не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированности предметных знаний и универсальных учебных действий» [4, с. 3]. Главным условием проектной задачи является возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

Данный вид работы может основываться на актуальных проблемах современного образования. Одной из таких насущных проблем, требующих немедленного внимания, является упадок речевой культуры.

Речь является основным средством человеческого общения, без нее человек не смог бы общаться и передавать любое количество информации. Развитие речи учащихся в свете современных требований школьного образования – это одна из актуальных ее задач, в первую очередь, она решается на уроках русского языка и литературного чтения. ФГОС НОО говорит о том, что младшие школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе «строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей и создавать устные и письменные тексты». Именно в начальной школе закладываются основы овладения русским языком. Активная речевая работа с учениками нацелена на повышение их речевой культуры и расширение словарного запаса.

В развитии речи наиболее эффективным средством является словарная работа, особенно в контексте литературного чтения. Ведь именно через расширение словарного запаса мы обогащаем не только нашу речь, но и наше восприятие текстов, углубляем понимание смысла прочитанного.

Цель словарной работы заключается в том, чтобы создать ясное понимание содержания изучаемого художественного произведения, тем самым перенести слова из пассивного словаря в активный, т. е. обогатить речь, познакомить с новыми словами и научить обучающихся использовать слова правильно, в точном значении и уместно. В статье «Словарная работа на уроках литературного чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе», Л. В. Штербова акцентирует внимание на структуру словарной работы, которая включает в себя четыре направления [5, с. 32]:

1) Обогащение словаря – это работа предполагает усвоение новых, ранее неизвестных слов.

2) Уточнение словаря – это «углубление понимания уже известных слов, выявление их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений» [3, с. 82].

3) Активизация словаря. М. Р. Львов считает, что такое процесс определяет «перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный» [2]. Под пассивным словарем понимается – набор слов, значения которых понятны обучающимся, но не используемых в своей речи, а активный словарь – это совокупность слов, которые широко употребляются в повседневной жизни.

4) Устранение нелитературных слов. Такая работа связана, с удалением из активного словаря младшего школьника, нелитературных слов (просторечия, жаргонизмы), которые обучающиеся «усвоили под влияние речевой среды»

Применение указанных компонентов: проектная задача и работа со словарем, с подвигло нас на создание инновационного речевого дневника «Литературный дневник», который не только обогатит лексикон младших школьников, но также поспособствует развитию их межпредметных связей и творческих способностей, путем структурированного оформления данного дневника.

Одним из ключевых моментов в разработке речевого дневника является тщательное изучение новой лексики во время уроков литературного чтения. Вместе с учителем или самостоятельно, учащиеся исследуют незнакомые им слова, проводя лишь поверхностный анализ их значений. Затем, на внеурочной деятельности, младшие школьники решают проектные задачи в группах, тем самым занимаются пополнением речевого дневника. Этот дневник служит средством обогащения словарного запаса учеников.

Каждая группа, обучающихся отвечает за свой прием, по которому они могут запомнить неизвестное слово, которое им встретилось в тексте произведения. Так, например, одним из приемов будет этимологический анализ.

Цель такой работы заключается в том, чтобы установить истинное происхождение слова. Такая работа считается сложной, поэтому обучающиеся при использовании такого приема обращаются к этимологическому словарю. В словарях показано, из какого языка слово заимствовано, толкование этого слова, а также подобраны слова-синонимы (например: басня - был в древнерусском языке глагол бати, означавший "говорить. С помощью суффикса «сн» из этого глагола образовалось существительное, первоначальное значение которого было "сказка", "рассказ").

Еще одним наиболее ярким приемам по запоминанию слова является, подбор иллюстративного материала. Смысл приема заключается в том, чтобы наглядно познакомить учащихся с обозначением неизвестного им слова. Такая словарная работа может основываться на запоминание, когда на уроке обучающим уже был показан предмет, а во внеурочной деятельности его нужно самостоятельно воспроизвести, т. е. изобразить.

По окончанию работы каждой команды над приемами все сведения собираются в один общий продукт, который является отражением итоговых результатов. В конце мы получим итоговый продукт, который создали учащиеся совместно с учителем или самостоятельно. «Литературный дневник», будет включать в себя подробный анализ незнакомых слов, которым учащиеся могут пользоваться, дополнять далее.

Наглядный пример, как может быть оформлена страница речевого дневника. (рис. 1)

После решения проектной задачи и создание единого продукта, произойдет то самое запоминание слова, то есть переход и пассивного словаря в активный.

При включении в учебный процесс задач подобного типа, учитель в ходе решения системно отслеживает пути становления, прежде всего, способов работы и способов действий обучающихся, так улучшается не только связная речь младших школьников, но и возрастают умения работать в группе, планировать свои действия, то есть развиваются УУД и взаимодействовать с другими одноклассниками.

Следовательно, словарная работа на уроках литературного чтения в начальной школе развивает устную и письменную речь обучающихся, так как после проведения такого способа у младших школьников пополняется словарный запас. Они знакомятся с неизвестными словами, узнают их значение и учатся использовать их в своей речи при общении или передачи информации, а значит происходит пополнение словарного запаса младших школьников.






Библиографический список

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/

2) Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

3) Текучев, А. В. Методика русского языка и литературного чтения в начальной школе / А. В. Текучев. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.

4). Улитко, В. В. Методические материалы для учителя/ В. В. Улитко - Тирасполь, 2014. – 3 с.

5) Штербова, Л. В. Словарная работа на уроках чтения и русского языка по ФГОС в начальной школе / Л. И. Штербова. – Ж.: 2017. – 32-34 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!