СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию"»

Организация подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.


Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы. Основанием получения аттестата станет успешное сдача ГИА-9 по 4 учебным предметам – обязательным и по выбору.

Практика показывает, что экзамен по обществознанию, как правило, выбирают большинство выпускников. Массовая популярность обществознания объясняется тем, что дети сдают предмет «Потому что что-то надо сдавать» или «он самый легкий» или рассчитывают на удачу «в прошлом году все сдали и я сдам». Преподается один раз в неделю,а значит, ничего сложного на экзамене не будет». Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу – я знаю все».  А сдать экзамен по обществознанию не просто. И мы с вами знаем, что обществознание - один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

Проанализировав работу по подготовке к ОГЭ, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. Работу нужно начинать не в 9 классе, когда дети перегружены уроками дополнительными занятиями при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации. А система должна сложиться буквально с 7 класса. Дети должны быть приучены работать с текстом, а главное уметь работать самостоятельно, добывать новую информацию.

При подготовке к ОГЭ обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к основному государственному экзамену.

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ОГЭ.

4 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий


1 этап – работа с понятиями на уроках

Обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать ОГЭ с высокими показателями. . Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно пользоваться терминологией. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения терминологической работы, до поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Важно отметить, что практически 90% успеха сдачи ОГЭ заложены в знании и правильном применении понятийного аппарата. Чтобы тот понятийный аппарат, который усваивается детьми, оставался в их памяти, нужно постоянно к нему возвращаться. Например, я на уроках обществознания использую так называемый приём «полётного повторения», когда в качестве разминки к уроку повторяются термины, знание, которых необходимо для изучения следующей темы. 

В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать даже литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы. 

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть материалы ОГЭ и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. Но и в обычной жизни умение работать с текстом играет важную роль. Это и оформление различных документов, и умение вести беседу, спор, дискуссию, и приобретать навык понимать прочитанное.

На уроке при работе с текстом, с документом столкнулась с рядом проблем:

  1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения.

  2. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

  3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

  4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам. А все это нам необходимо при выполнении второй части экзаменационной работы при работе с текстом.

Для решения этих проблем поставила перед собой цель формирование у учащихся умения работы с текстом.

Для реализации этой цели необходимо научить школьников:

  • Выделять в тексте главные положения и мысли.

  • Составлять различные виды планов.

  • Развертывать текст, строя по плану собственное высказывание.

  • Конспектировать текст.

  • На основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст.

  • Составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

3 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий,

  • Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

  • Готовлю своих выпускников по разным текстовым заданиям. Но конечно, больше использую материалы авторов составителей КИМОВ Котовой и Лисковой Использую материалы сети Интернет. Сайты РЕШУ ОГЭ, Открытый банк заданий ОГЭ, презентации по разным темам.

  • Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты:

  • сайт «Решу ОГЭ: обществознание».

  • ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).


4 этап – внеурочная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с презентациями, видеоуроками , проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий)



Второй год я прошу выделить о,5 часа на углубление предмета. И во втором полугодии у меня 2 часа обществознания в неделю, где я усиленно работаю над повторением и мы решаем с ребятами различные задания ОГЭ. Плюс мне выделяют 1 час внеурочной деятельности на подготовку – «Практическое обществознание».

Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18). На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.


Максимальный первичный балл за работу – 37.


Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).


Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку:


«2»: 0-13 «3»: 14-23 «4»: 24-31 «5»: 32-37



Главные аспекты при подготовке к ОГЭ по обществознанию

  1. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ.

  2. Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником

  3. У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.

  4. Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).

  5. Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.

  6. Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.

  7. Использовать алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.

  8. Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.

  9. В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов .

Важно чтобы ученики усвоили ещё одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке)



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!