СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Использование технологии разноуровневой дифференциации на уроках английского языка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии разноуровневой дифференциации на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Использование технологии разноуровневой дифференциации на уроках английского языка."»

О.В.Павлюкова,

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №1



Использование технологии разноуровневой дифференциации на уроках английского языка.

Любить детей - этого мало,

Надо знать их.

Проф. М.Н.Гернет

 

Людей неинтересных в мире нет. 
Их судьбы – как истории планет. 
У каждой все особое, свое, 
И нет планет, похожих на нее.

Е.Евтушенко

Сегодня мы живем в 21 веке, и по закону времени жизнь меняется и стремительно развивается. Эти перемены в первую очередь касаются школьного обучения детей. Это первая и очень важная ступень для вступления ребенка во взрослую жизнь, в общество.

Какие же изменения происходят на сегодняшний день в школе? Распахнув двери школы, мы дружно приглашаем детей и усаживаем их в классы, руководствуясь только возрастными категориями. В каждом классе дети получают одинаковые задания, но при опросе мы видим, что не все дети справились с заданием одинаково или совсем не справились. Отчего так происходит?

Мы все отлично знаем и понимаем, что не все дети одинаковы, каждый ребенок – это отдельная личность со своим уровнем развития. Около 15% детей –это те дети, которые выросли у заботливых и внимательных родителей, которые прошли курс дошкольного воспитания и получили соответствующие начальные знания. Но подавляющее количество детей, и таких примерно 65%, обычные дети, не блещущие особенным развитием или умственными способностями. Встает закономерный вопрос, как же проводить обучение всех этих детей вместе?

Трудное задание – не справится больше половины класса, легкое задание – не интересно будет другой половине и они не узнают ничего нового. А ведь перед нами стоит задача: научить детей думать при изучениии всего нового. И самой первой и основной задачей педагога является знакомство и изучение индивидуальных качеств каждого ребенка отдельно.

Согласна, нелегко, но без этого мы не сможем перейти к нашей следующей задаче: развивать и учить детей, учитывая их особенности, начальные знания и умственные способности. И таким образом мы плавно подошли к нашей основной задаче : подходить к процессу обучения детей дифференцированно, что в переводе с латинского означает «разделять, раскладывать целое на части, ступени».

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Как же это осуществить практически? И для этого есть несколько простых способов. Давайте их рассмотрим. Вначале педагогу нужно создать в классе такую атмосферу, чтобы заинтересовать учашихся процессом обучения, чтобы им стало интересно изучать тот или иной предмет. Рассказать им несколько интересных историй про сам предмет, которые не входят в школьную программу, а таких рассказов у каждого педагога, я думаю, найдется немало. Немаловажно и активное общение со всеми учениками, чтобы они видели, что учитель тут, он с ними и всегда придет на помощь, это придает учащимся больше уверенности в своих силах. Ребенок старается, он не хочет отстать от других детей. Или пусть задание будет по объему больше обычного, но каждый индивидуально сделает столько сколько, сможет или сколько хочет. Учитель всегда сможет отличить, не захотел ребенок или не смог. Ведь мы же уже изучили характер и индивидуальные особенности каждого.

А поможет нам в этом использование: Карточек-информаторов, где не только задание, но и дозированная помощь. Разные задания, где ученик сам выбирает, какое из них он будет выполнять. Ученик сам себе выбирает задание и его выполняет. Можно выбирать задания для альтернативного способа выполнения. И результаты всех этих способов педагог должен оценивать и учитывать в своей дальнейшей работе. И таким методом разноуровневой дифференциации мы можем легко пользоваться на всех этапах учебного процесса: домашнее задание, опрос, изучение нового материала, закрепление старого. Закономерно перед нами встает вопрос: какими же методами мы можем пользоваться еще для выявления индивидуальных способностей ученика, ведь наша основная задача состоит в том, чтобы научить, поддержать ученика и заставить его поверить в свои силы.

Итак, есть несколько способов:

1.Солидарный опрос: 1.ученик, вызванный к доске не может справиться с задание, ему на помощь приглашается другой ученик и в зависимости от результатов ответа ставится соответствующая отметка.

2.Ученик,вызванный к доске самостоятельно выбирает себе помощника или двух и они вместе готовятся к правильному ответу. Учитель соответственно оценивает его правильность и принимает решение: дальнейшая подготовка или ответ его удовлетворил.

2.Взаимоопрос, когда ученики сами опрашивают друг друга и сами оценивают ответ в баллах.

3. Тихий опрос учителем одного или нескольких учеников, не отвлекая класс от выполнения другого задания.

4.Так называемый защитный лист: ученик не подготовился к уроку по ряду причин, он честно вписывает свою фамилию в защитный лист на столе учителя и право учителя позднее проверить ученика, выучил он эту тему или нет. Но ученик знает, что его фамилия есть в защитном листе и его могут проверить в любой момент, он знает, что у него есть долг и он будет стремиться погасить свой долг и выучить пропущенный материал.

Также к приемам дифференцированного обучения относятся и способы подачи домашнего задания.

Рассмотрим некоторые из них:1. Три уровня домашнего задания:

-обычный объем, который выполняют все ученики, это обязательный минимум;

-тренировочный, для тех, кто хочет глубже изучить предмет, он, естественно сложнее первого;

-творческое задание с большим уровнем возможностей (частушки, басни, кроссворды, плакаты) Это один из приемов выполнения.

Также можно использовать задания массивом: задается большой объем заданий и указывается количество обязательных к выполнению. А каких именно, ученик выбирает самостоятельно. Есть прием под названием «сам себе учитель», сам придумал, сам выполнил, не можешь придумать, для этого есть учитель. Можно также предложить ученикам самостоятельно выбрать себе домашнее задание и выполнить его.

А теперь рассмотрим, какие же приемы мы можем использовать для оценки опроса или домашнего задания

.1.Оценка не отметка: кроме оценки в баллах добавляем комментарии на словах, обязательно нужно похвалить, чтобы стимулировать ученика к дальнейшему достижению успеха.

2.Рейтинг,когда ставится две отметки, одну ученик ставит себе сам, вторую ставит учитель. Ученик стремится к тому, чтобы эти отметки в будущем совпали.

3.Кредит доверия. Спорная отметка выставляется с завышением, чтобы ученик в дальнейшем к ней стремился и смог оправдать кредит доверия.

Педагог в своей работе должен также использовать приемы стимулов, это очень важно для успешного развития личности каждого ученика.

Мы также их рассмотрим:

1.Листок с отложенной оценкой, когда оценка не ставится, но на листке делается запись с той темой, которую ученику нужно подтянуть или изучить глубже.

2. Развернутая оценка, когда наряду с оценкой в баллах даем письменную оценку способностям ученика, его прилежания и поведения.

3.Также хорошим стимулом для ученика является похвальная грамота, похвала в дневнике, благодарственное письмо родителям и т.д.

Вот краткий перечень тех способов и методов разноуровневой дифференциации, которыми должен руководствоваться педагог в своей такой нелегкой работе. И подходить к использованию этих методов вдумчиво,не торопясь и с большой дозой терпения. Это-залог успеха!

 


Литература

1.     Гин А. Приемы педагогической техники. – М., "Вита-Пресс”, 1999.

2.     Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!