СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность — это творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий, для достижения новых целей.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС"»

Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС ООО


С внедрением ФГОС нового поколения главной целью образования становится не передача знаний и опыта, а развитие личности ученика. Внедрение в систему новых образовательных стандартов стало необходимым в связи с развитием современного общества, появлением новых информационных технологий, новых требований к личности на рынке труда. Образование должно ориентироваться на потребности современного общества, должно видеть перспективу. Наши дети – это люди нового поколения, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества. Инновационная деятельность — это творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий, для достижения новых целей. Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении математики успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- «Продвинутая лекция»;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки;

- дидактическая игра;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Приведу пример фрагмента урока по теме «Применение свойств неравенств с одной переменной» в 8 классе.

«В квадратном уравнении, написанном на доске, во время перемены кто-то стёр одно число:

.

Я не стала восстанавливать исходное уравнение и, поставила на свободное место букву   и, уравнение стало выглядеть так:

.

Ребятам было предложено самим найти значение  . Чтобы это стало возможным, сообщила два следующих факта:

  • число натуральное;

  • уравнение имеет два различных корня.

Вопросами о том, каковы коэффициенты и свободный член этого уравнения, от чего зависит количество корней квадратного уравнения, подвела учащихся к необходимости сначала составить дискриминант

, а затем рассмотреть неравенство  0. Решить само неравенство уже не составило труда: -8m-9 , m .

Значит, единственно возможное значение m – это 1.

Таким образом, перед уроком на доске было записано:

.


Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.

Исследовательские методы обучения возможно применять на всех этапах урока. Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности, пока используется не очень активно, но за ним будущее. При дистанционной форме обучения процесс проходит очень интересно для детей. Создается информационное пространство, на сайте все автоматизировано, на страничке есть все учебники, тут же находятся тесты, на которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал. Уже давно применяются видео лекции, с помощью камер и других технических приспособлений, здесь не только техническая, но и инновационная деятельность. Лекции уже недостаточно слушать, в свете последних технических достижений, возможно непосредственно принимать в них активное участие. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: педагог перестаёт быть носителем «объективных знаний», которые он пытается передать ученику. Его главной задачей является мотивировать учащихся на проявлении инициативы и самостоятельности. Педагог создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным для каждого ученика выработка на уровне его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!