СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Мищенко А.М.,

обучающийся 3 курса Прибрежненского

аграрного колледжа (филиал)


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Научный руководитель

Мищенко Н.А.

преподаватель высшей

квалификационной категории

Прибрежненского аграрного колледжа

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»


Одни утверждают: на радость! - и, окрылëнные вновь открывшимися перспективами, приобщаются к свежему источнику "технотронного оптимизма". Другие не сомневаются: на горе! - прогнозируя в будущем деградацию и впоследствии исчезновение человека, который, "устаревая вместе со своим мозгом", не выдержит конкуренции с более совершенным компьютером.


В нашей стране огромное количество нерешенных проблем, в числе которых и информатизация общества. Основой для ее формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей, число которых постоянно возрастает.

Мы живем в совершенно новом мире, в котором сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ и возможность доступа каждого человека к имеющимся ресурсам.

Разве не удивительно, что в друзьях у простых людей могут находиться президент, политики и др. представители социального общества. Мы не ходим друг к другу в гости, не пьем чай, но мы можем читать разные блоги, понимать, что волнует нашу власть, над чем она работает, и, самое главное, появляется возможность оставлять свои комментарии в блогах, тем самым принимать самое непосредственное участие в жизни своей страны. Интернет стал действительно глобальной средой. Его связи пересекают границы, соединяют граждан разных стран и разрушают привычные понятия национальных границ. Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, а также мгновенно и легко связывает поставщиков информации с потенциальными потребителями.

Изменения в жизни общества, связанные с бурным развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества.

Что же такое информационное общество? В чем его особенность? Каковы проблемы? Существуют ли пути их преодоления? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

Термин «информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши, еще в 1969 году. Сегодня данный термин» прочно занял свое место в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с уровнем развития информационных технологий и средств Президент Российской Федерации в своих выступлениях неоднократно заявляет, что повысить качество жизни россиян без развития информационных технологий невозможно. Правительство выделяет как главный приоритет развития страны - построение развитого информационного общества и выделяет значительные денежные средства на развитие информационных технологий.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление больших и малых проблем, иногда довольно серьезных, ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

Опасность заключается в овладении большой частью населения технологиями обработки информации (а значит, и возможностью манипулирования информацией), что дает в руки практически любого человека довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей. Приведу пример. Сейчас молодежи активно навязывается идея аудионаркотиков. В Интернете распространено огромное количество сайтов с восторженными отзывами тех, кто уже будто бы пробовал цифровые наркотики. Основной посыл - удовольствие такое же, как от употребления обычных наркотиков, но они совершенно безвредны и не вызывают привыкания. Казалось бы, нет ничего проще - нужно всего лишь отправить смс за небольшие деньги, послушать музыкальный трек, и фантастическое удовольствие обеспечено. Это пример манипулирования сознанием молодежи (целевая аудитория здесь молодежь, т.к. именно молодежь больше всего любит и не боится испытывать необычные ощущения) для собственного обогащения.

В дополнение к этому, можно выделить еще одну очень важную проблему информационного общества. Это проблема выбора. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно. Что выбрать потребителю из огромного количества товаров, услуг? По статистике, в год производится 700 тысяч песен, 6 тысяч кинофильмов, миллионы текстов и книг. Что из этого следует почитать, послушать, посмотреть? Даже если человек не будет пить, есть и спать, а только слушать современную музыку, ему не удастся прослушать и малой толики того, что выходит каждый год, это означает только одно - мощности культурного производства беспредельно растут.

Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на массы. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан.

Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы, а также неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создаются некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие реального мира.

Уже сейчас развелось по всему миру огромное количество геймеров, которые живут и действуют в виртуальном мире компьютерных игр, а к обычному - мало приспособлены. У некоторых из них развивается агрессия в том случае, если по какой-нибудь причине они лишаются возможности войти в этот свой мир. Это и усиленно насаждаемые среди молодежи понятия воровского мира, культ самоубийства типа «синих китов», и пропаганда ярких «ответок» несправедливому миру вроде «Колумбайн». Меня потрясла трагедия, связанная с «керченским стрелком», когда несовершеннолетний юноша, имевший повышенный интерес к взрывчатым веществам и увлеченный, темой массовых убийств в американской школе «Колумбайн», где от рук двух одноклассников погибли 13 школьников, привел к гибели более 50 человек. Этот подросток сумел убить больше, чем его кумиры.

Иная проблема встает в связи с изменениями в сфере культуры. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальный статус родителей почти автоматически определял общественную судьбу почти каждого человека. Развал идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личностью. И поэтому серьезную опасность представляет появление и распространение в информационном обществе тех принципов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов. Скины, эмо, нацболы, готы, фаны - на мой взгляд, распространению этих, мягко говоря странных молодежных группировок тоже способствует открытость и доступность информационных ресурсов.

Хотелось бы выделить еще одну проблему. На мой взгляд, Интернет не только объединяет, но и разделяет людей. Возможность виртуального общения подчас заменяет реальное общение, вследствие чего люди могут чувствовать себя все более одиноко. Например, многие люди, которые ходили в шахматные и прочие клубы поиграть, теперь играют с виртуальными партнерами. Существует угроза распада института семьи, так как дети с родителями, мужья с женами, девушки с юношами все чаще общаются, не в живую, а используя такие программы, как Skype, Whats App, Viber и др.

Одна из серьезных проблем информационного общества - это проблема осуществления защиты информации. Все больше появляется компьютерных специалистов - хакеров, основным занятием которых является получение неправомерного доступа к компьютерам и информации. Огромное количество распространенных вирусных программ требуют от пользователей осторожности, владения необходимыми навыками защиты собственной информации и своего компьютера.

Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации.

В условиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Изменяется система образования. Мультимедийные и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей обучающихся, а с другой - приводят к уменьшению важной, с точки зрения, морально-этического воспитания роли педагога-наставника в образовательном процессе.

Наконец, говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

Последнее время все большую популярность получает термин «информационная война» - это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

В заключении хочу сказать, что на мой взгляд, для предупреждения и преодоления отмеченных проблем обществу и государству нужно подумать о развитии таких механизмов, которые, с одной стороны, были бы направлены на обеспечение прав и свобод личности, а с другой стороны, нельзя забывать и о развитии тех принципов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям.

Мне кажется, также очень важно повышать информационную культуру и гигиену (правил безопасного потребления информации) общества. Только в этом случае информатизация общества будет способствовать прогрессу, повышению интеллектуального потенциала и культурного уровня людей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Вопрос национальной идентичности в контексте глобализации. - М.: Проспект, 2014. - 144 c.

  2. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 c.

  3. Голубенко, Н.Б. Библиотека XXI века: информационные технологии: новая концепция / Н.Б. Голубенко. - СПб.: Проспект Науки, 2013. - 192 c.

  4. Данелян, Т.Я. Информационные технологии в психологии: Монография / Т.Я. Данелян. - М.: Ленанд, 2015. - 232 c.

  5. Глобализация в российском обществе. - М.: Нестор-История, 2008. - 538 c.

  6. Глобализация. Сущность, проблемы, перспективы: моногр. - М.: Книга и бизнес, 2003. - 320 c.

  7. Изменяющаяся Россия в контексте глобализации. - М.: Издательство СПбГУ, Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2007. - 396 c.

  8. Мир и Россия на пороге XXI века. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. - 576 c.

  9. Молевич, Е. Ф. Введение в социальную глобалистику / Е.Ф. Молевич. - М.: Бахрах-М, 2007. - 160 c.

  10. Пашенцев, Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. Современные технологии глобального влияния и управления: моногр. / Е.Н. Пашенцев. - М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Сам Полиграфист, 2014. - 480 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!