Т.Н. Боярская
Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош,
с. Павлодар Уваровского района
Е-mail: t-boyarskaya@mail.ru
В.И.Камнева
Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош,
с. Павлодар Уваровского района
Е-mail: kamnevaveronika@mail.ru
Формирование метапредметных результатов у учащихся в современной школе через проектно-исследовательскую деятельность
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г. Белинский
В настоящее время современному обществу нужны образованные, творческие, предприимчивые люди. Развитие личности учащегося, его интеллекта, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Сегодня особое внимание уделяется формированию метапредметных результатов, которые учат школьников планировать собственную деятельность, самостоятельно анализировать задачу и условия, сопоставлять содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценивать собственные действия, эффективно действовать в группе. [1.С.71-72]
Формированию метапредметных результатов способствует проектно-исследовательская деятельность. В процессе исследовательской и проектной деятельности формируется ученик, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию, умения и навыки, коммуникационное взаимодействие и сотрудничество, толерантность.
Применяемые нами формы исследовательской и проектной деятельности это – элементы исследования на уроках, экскурсиях, конкурсах, конференциях, уроки-исследования, интегрированные уроки, бинарные уроки. Роль этих форм многогранна и познавательна. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет обучающимся видеть взаимозависимость различных наук. [2.С.10-11]
Русский язык, литературу, географию, историю, искусство нужно преподавать так, чтобы у обучающегося формировалась позиция его исторического и национального самоопределения. Мы с коллегой, учителем географии и истории, успешно проводили и проводим уроки, внеклассные мероприятия по предметам, участвуем в исследовательских и проектных конференциях, соединяя, казалось бы, несоединяемое: географию и литературу, русский язык и географию, литературу и историю. [3.С.182-183]
На интегрированных уроках в 9 классе по истории, географии и литературе «Судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по одноимённому рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»), по географии и литературе «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…», «Как живой с живыми говоря..» обучающиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование метапредметных умений.
Оригинальная идея строится на основе интегрированного урока
«Как живой с живыми говоря..», что позволяет детям полностью погрузиться в атмосферу художественного мира крохотки А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки», проследить взаимосвязь природы с развитием географии народных промыслов, ее богатств. Урок способствует формированию культурной идентичности и чувства любви к своему Отечеству, позволяет достучаться до сердца каждого ребенка, развивает позитивное отношение к нравственным ценностям нашей страны. [4.С.204-205]
Бинарные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Такие уроки мы проводим в 6-9 классах. Бинарные уроки по русскому языку и географии «Географические числительные», «Путешествие по родным краям» (6 класс), по литературе, истории и географии «А.Н.Радищев – великий сын Отечества» (9 класс), «Жизненные уроки Пушкина из повести «Капитанская дочка»» (8 класс), «Мир помещичьей усадьбы в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»» (6 класс), «Культура Японии» (7 класс).
Бинарный урок «Культура Японии» в 7 классе способствует более глубокому проникновению в культуру страны: раскрывает художественный мир поэзии и своеобразие японской культуры. На уроке было показано театральное представление «Чайная церемония», проведена работа в группах по созданию объемно-пространственных композиций. Школьники выполнили творческие работы «Икебана», «Сад камней». Было подготовлено несколько исследовательских работ по теме бинарного урока. Учащиеся приобрели умения и навыки творческой работы написания стихотворений в стиле хокку. Сформировались умения проводить ассоциации, анализ, синтез, сравнение при работе на уроке. Приобрели умения находить справочно-информационный материал и пользоваться им.
Таким образом, интегрированные и бинарные уроки дают обучающему достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. [5.С.196-197]
Формирование метапредметных результатов проходит через внеурочную деятельность, участие школьников в научно-практических конференциях, конкурсах. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В целях приобщения учащихся к истории и культуре Тамбовского края, формирования чувства ответственности за судьбу региона и своей малой Родины, уважения к наследию предков, были проведены внеклассные мероприятия «Гордость Земли Тамбовской», «Люблю тебя, моя Тамбовщина», «Душа нежна…(к 70-летию писателя П.Ф. Алёшкина)».
Школьники, участвуя в различных Всероссийских конкурсах сочинений, показывают и применяют знания из разных предметных областей. Принимая активное участие в научно-практических конференциях, в конкурсе туристских проектов для школьников, дети учатся владеть монологической устной и письменной речью, сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками, рассуждать, доказывать свое мнение и делать выводы. Наши учащиеся являются активными участниками этих конкурсов и конференций.
Итак, применение исследовательской и проектной деятельности создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое является эффективным педагогическим инструментом для формирования метапредметных результатов обучения.
Список литературы:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества, Москва, 2019, С.71-72;
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 2020, С.10-11;
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти; 2018, С.182-183;
4.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь»; 2018, С.204-205;
5.Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. М., Просвещение, 2019, С.108-109.