СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование гражданской идентичности личности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Формирование гражданской идентичности младших школьников" написана в помощь классным руководителям - учителям начальных классов, реализующим обновлённые образовательные стандарты, приоритетным направлением которых является система воспитания младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирование гражданской идентичности личности младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"»

Формирование гражданской идентичности личности

младших школьников

в условиях реализации ФГОС второго поколения

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №24 г.Тамбова

Еропкина А.Ф.

В процессе реализации образовательными учреждениями новых образовательных стандартов педагогам необходимо решить множество важных образовательных и воспитательных задач. ФГОС нового поколения должен помочь нашей новой школе вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете требований современного общества.

Новая цель образования:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, укоренного в духовных и культурных традициях (в истории и культуре) многонационального народа Российской Федерации

В основе ФГОС общего образования второго поколения лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности.

Гражданская идентичность – это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел)

Необходимой составляющей стандартов общего образования второго поколения является Программа формирования гражданской идентичности личности, конкретизированная образовательным учреждением. Для успешной реализации ФГОС в плане формирования у учащихся гражданской идентичности образовательное учреждение должно наметить ценностные ориентиры.

Ценностные ориен­тации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для их развития является возраст 6-12 лет, в котором скла­дываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места чело­века в нем. Понятие ценности имеет несколько значений.

Во-первых, ценности — это ре­альные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и че­ловека. Все многообразие природных объектов и предметов человеческой дея­тельности может выступать в качестве предметных ценностей как объектов цен­ностного отношения, т.е. оцениваться с по­зиций значимости, полезности, необхо­димости.

Во-вторых, ценности характе­ризуются как мотивационные структуры личности, т.е. личностные ценности — представления о совершенстве в различ­ных сферах жизни, а также оценки и уста­новки, являющиеся ориентирами деятель­ности.

Ценностные ориентиры  образования как ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей в контексте реализации стандартов нового поколения гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют:

  • Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине.

  • Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края.

  • Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.

ФГОС и программы образовательной системы должны быть направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствовать реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся. 

Внедрение  программ формирования гражданской идентичности в общеобразовательную школу должно обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе: 

  • формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России; 

  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;

  • формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства; 

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание толерантного сознания.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся включает следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание

 2. Историческое воспитание–изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве.

3. Политико-правовое воспитание

4. Патриотическое воспитание

5. Профессионально – деятельностное воспитание

6. Подготовка к выполнению конституционного воинского долга

Модель структуры гражданской идентичности личности включает следующие компоненты:

  • когнитивный (познавательный)

  • эмоционально-оценочный (коннотативный)

  • ценностно-ориентировочный (аксиологический)

  • деятельностный (поведенческий)

Перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности включают:

В отношении когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение мировоззрения и веры другого человека;

  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Гражданская идентичность реализуется также посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций. Механизм гражданской идентификации предполагает последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе.

Сегодня перед российским обществом стоит задача формирования гражданской идентичности личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина. Воспитание гражданственности школьников должно опираться на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам. Конечно же, в младшем школьном возрасте ещё рано говорить о сформированности гражданской идентичности личности. Мы можем только заложить основу для дальнейшего развития этого процесса. Именно младший школьный возраст является наиболее благодатным для восприятия всего доброго, светлого, чистого. Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. У детей формируется положительный взгляд на мир с помощью грамотного руководства этим процессом со стороны педагога. Поэтому именно на учителя начальных классов возложена большая ответственность в плане зарождения маленького гражданина.

Широкие возможности для решения образовательных и воспитательных задач имеет интегрированный курс «Окружающий мир», который объединяет три направления: человек-природа-общество. В современных программах и учебниках по окружающему миру заложен большой ценностный потенциал. Задача учителя — интерпретировать его и донести ценност­ные идеи до сознания детей.

На уроках интегрированного курса   «Окружающий мир» в  1—4 классах общеобразовательных учреждений программа формирование гражданской идентичности, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Учителя начальных классов создают условия для достижения учащимися следующих личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, отражают: 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Таким образом, образование ceгодня понимается прежде всего как работа по становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, оно направлено на формирование ценностного отношения к себе, другим людям и ко всему, что окружает человека и позволяет осознавать, оценивать и совершенствовать окружающий мир.

Проблема  гражданской   идентичности  - это проблема здоровья нации.


Литература

  1. Асмолов А.Г.Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 - № 6. с. 4 – 10.

  2. Дробижева Л. М. Государственная и гражданская идентичность: выбор и подвижность//Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М,, 2006. с. 10-29

  3. Горшков М. Российская идентичность в условиях трансформирующихся процессов // Вестник российской нации. 2008. N 1. с. 177















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!