Физическое воспитание детей с ДЦП
Бабушкиной Нелли Омаровны, студентки 32 группы,
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании,
БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены особенности физического воспитания ребенка с детским церебральным параличом. Перечислены различные приемы работы по физическому воспитанию ребенка с данным заболеванием. Вся система мероприятий направлена на то, чтобы развить и скорректировать двигательные функции.
Ключевые слова: воспитание, лечебная физкультура, детский церебральный паралич, ребенок.
Детский церебральный паралич-это тяжелое заболевание нервной системы, приводящее к инвалидности ребенка, обусловлено аномальным развитием или повреждением двигательных центров развивающегося мозга. Примерно 5 из 1000 новорожденных имеют данное заболевание [4].
У детей с церебральным параличом нарушено и задержано развитие всех двигательных функций: с трудом удерживает голову, поздно формируются навыки сидения, стояния и ходьбы, а также моторики. В свою очередь двигательные нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на формирование психических функций и речи [4].
Важной частью общей системы обучения и воспитания детей с данным заболеванием является физическое воспитание, основной целью которого является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание имеет свои цели и задачи, а также применяет особые методы и приемы [2].
Физическое развитие должно начинаться с первых месяцев жизни ребенка, так как можно в большой степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических стереотипов. Развитие движений следует проводить поэтапно. Решаются такие задачи:
Сформировать контроль за положением головы.
Обучать разгибанию верхней части туловища.
Тренировать опорную функцию рук.
Сформировать функции сидения и другие.
Ведущую роль в формировании двигательных навыков играют лечебная физкультура и массаж. Для каждого ребенка с ДЦП (детский церебральный паралич) подбирается индивидуальный комплекс упражнений и массажа. Лечебная гимнастика замедляет патологическую тоническую рефлекторную активность движений, нормализует мышечный тонус, облегчает произвольные движения. В комплексе применяется точечный массаж для укрепления ослабленных мышц и для расслабления спастических (поглаживание, растирание, вибрация) [3].
Кроме того, нужно включить ребенка в активное выполнение движений. Мотивация к деятельности-один из наиболее мощных механизмов компенсации. Воспитатель, методист должны привлекать внимание ребенка к выполнению заданий, настойчиво добиваться ответных реакций [1].
При выполнении движений важное значение имеет использование афферентных стимулов (тактильных, зрительных, проприоцептивных). Например: выполнение упражнений перед зеркалом, ходить босиком по камешкам, проводить упражнения под музыку [2].
В комплексе применяются ортопедические мероприятия: повязки, приспособления для удержания головы, сидения, стояния. Важно укреплять общее здоровье ребенка. Соблюдать режим дня, закаливать организм, соблюдать общий двигательный режим [1].
При работе необходимо учесть этапы становления моторики кисти и пальцев рук. Перед формированием функций кистей и пальцев рук необходимо нормализовать мышечный тонус верхних конечностей посредством расслабления мышц с помощью методики Фелпса. Она предполагает захват предплечья ребенка в средней трети и выполнение легких качающих движений. Далее следует провести массаж и упражнения кистей и пальцев рук (поглаживания, похлопывания, разминание, вращение, повороты кисти, отведение, разгибание, супинации и пронации) [3].
С периода новорожденности следует тренировать функцию хватания. Ребенку вкладывают предметы разной формы и цвета в руку, затем помогают поднести их ко рту. Далее протягивают ему предметы для того, чтобы он их взял сам. Нужно следить, чтобы ребенок хватал предметы не мизинцем и безымянным пальцем, а указательным, большим и средним. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной руки в другую [2].
Таким образом, дети с церебральным параличом с периода новорожденности нуждаются в обязательном физическом развитии и регулярном комплексном лечении с целью предупредить формирование патологических двигательных стереотипов.
Список литературы:
Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1993. – 52 с
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений—— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. Возраст. – М.: Просвещение, 1991.- 159 с
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный парали-СПб., Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.