СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему:"Экскурсия по г. Курску (памятные места г.Курска)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье говорится о самых посещаемых памятных местах земли Курской. Именно православные святыни привлекают в наш регион большое количество приезжих - паломников и обычных туристов. Люди едут поклониться святым образам, набрать воды из целебных источников, посетить места, связанные с именем Серафима Саровского, Феодосия Печерского и других подвижников, которых дала миру Курская земля.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Экскурсия по г. Курску (памятные места г.Курска)»

Экскурсия по городу Курску

(памятные места города Курска)


Кононова Дарья Владимировна

Руководитель: Чикунова Лариса Владимировна,

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»


Аннотация. В этой статье говорится о самых посещаемых памятных местах земли Курской. Именно православные святыни привлекают в наш регион больше всего приезжих – паломников и обычных туристов. Люди едут поклониться святым образам, набрать воды из целебных источников, посетить места, связанные с именами Серафима Саровского, Феодосия Печерского и других подвижников, которых дала миру Курская земля. Ключевые слова: монастыри, храм, собор, церковь, обитель.

Земля святая! Курская земля!

России золотые купола!

Ты светом Веры вновь озарена,

И гимн тебе поют колокола.

Край наш былинный,

Край златоглавый -

Сила твоя велика.

Образ смиренный и величавый

Ты сохранил на века.

Наш город имеет почти тысячелетнюю историю и относится к древнейшим городам Европейской части России. На территории Курска сохранились яркие образцы памятников архитектуры, истории, которые включены в различные туристические маршруты.

Материалы археологических раскопок подтверждают, что Курск, как древнерусский город появился на рубеже X-XI веков. Вполне возможно, что основание его связано с походом Великого князя киевского Владимира Святославовича против волжских болгар в 985 году.

Крепость в устье р.Кура стала опорной базой Великого князя. Курская крепость располагалась на территории, занятой современным кварталом между улицами Сонина и Луначарского. Находившиеся здесь дружинники контролировали окрестные земли, собирали дань, защищали границы от вражеских набегов.

Во время монгольского нашествия, в апреле 1238 года, городские укрепления были разрушены. В 1596 году Курская крепость была восстановлена и в XVII веке выдержала несколько осад польско- литовских интервентов и набегов крымских татар.

После утраты в XVIII веке оборонного значения Курской крепости, её внешние деревянные стены были разобраны. В XVIII-XIX веках на территории бывшей Курской крепости было построено несколько зданий: Знаменский собор, Воскресенская церковь, архиерийский дом и другие постройки Знаменского монастыря- присутственные места, мужская гимназия, дворянское собрание.

Сегодня улица Сонина- часть исторического центра с памятным знаком к 700- летию иконы «Знамение» Курской- Коренной и внушительной башней XVII века. Очень интересна и сама Красная Площадь, которая во времена Екатерины- II была пустырём. На южной её части устраивались ярмарки и парады местного военного гарнизона.

Издавна местность при впадении р.Кур в р.Тускарь привлекала людей. На территории, которой занимает современный Курск, люди впервые появились около 22 тысяч лет назад. Археологи приступили к исследованию города сравнительно недавно и пока ещё не получены ответы на многие важные вопросы. Но с их поистине уникальными находками можно познакомиться в Курском областном музее археологии- первом самостоятельном российском музее, целью которого является изучение, сохранение и пропаганда археологических памятников Курского региона.

Музей археологии был основан в августе 1993 года и уже в конце того же года получил собственное здание- дом-усадьбу купца Хлопонина. В результате проведённых раскопок в 1987-1988 годах удалось установить, что здание построено без фундамента. Развеялись легенды, связанные с подземными тоннелями. Первым владельцем Палат бояр Ромодановских был купец первой гильдии Семён Иванович Хлопонин, который в конце XVIII века приобрёл это здание и построил в нём постоялый двор.

Богато и многогранно духовное наследие Курского края. Курская земля издревле славилась святынями и святыми. В древнем Курске закладывались основы духовно-Аскетической жизни Преподобного Феодосия Печерского, ставшего родоначальником русского монашества.

Курский край был богат монастырями. В нём было основано 38 мужских и 9 женских монашеских обителей. Среди древних русских обителей одно из самых известных, с давних пор, является Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Расположена она неподалёку от города Курска. Основана обитель в 1597 году по указу царя и Великого князя Фёдора Иоанновича на месте обретения чудотворной иконы «Знамение» Курской- Коренной.

Наследником и продолжателем духовных традиций Курского края стал Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Мошнин- уроженец города Курска. Курская земля дала крестьянству и других выдающихся подвижников- оптинских, саровских, глинских старцев. Сыном богатого курского купца был Преподобный Исаакий -I , в миру Иван Иванович Антимонов - настоятель Оптиной пустыни.

Монастырская культура Курской земли произрастила богатейшие плоды иночества: Рождества Пресвятой Богородицы Коренная и Глинская мужские пустыни, Курский Знаменский мужской монастырь, Свято- Троицкий женский монастырь, Введенский храм. Всего же в Курском крае было основано 38 мужских и 9 женских монашеских обителей.

Самой древней из сохранившихся является Троицкая церковь Курского женского монастыря, расположенная на улице Максима Горького. Она была построена в 1631 году на намоленной и святой земле, где издревле с до монгольских времён находился древнерусский храм.

Курский Свято-Троицкий женский монастырь имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII- XIX веков.

Начало монастыря можно отнести к 1597 году, когда царь Федор Иоаннович (сын Иоанна Грозного), прослышав о чудотворной иконе «Знамение» Курской- Коренной, пожелал увидеть этот образ и повелел принести святыню в Москву. После чего был издан указ о возобновлении г.Курска, разоренного татарами. 

Все постройки монастыря были уничтожены пожаром 1680 года, но уже в 1695 году был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на том же месте, где прежде стоял деревянный.

Одной из старейших церквей слободы Ямской Курска является Введенская церковь, построенная в 1761 году. На улице Дубровинского (в прошлом в Ямской слободе) ранее была построена деревянная часовня, рядом с которой позже жители соорудили деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 18-м веке церковь обветшала, и жители богатой и самой многолюдной пригородной слободы решили заменить её на каменную. Введенская церковь была построена в самом центре слободы Ямской (ныне перекресток улиц Дубровинского и Маяковского).

В храме было три престола: Центральный - Введения во храм Пресвятой Богородицы, и два боковых - во имя мучеников Флора и Лавра, и трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 30-х годах в годы гонений на православие церковь значительно пострадала. В храме был размещен производственный рынок, в алтаре находился хлебный магазин. В 1939 году храм был закрыт, и вскоре была уничтожена колокольня, была разрушена ограда, церковь лишилась внутреннего убранства, иконостасов, росписей, икон, богослужебной утвари, из окон были вырваны решетки чудной художественной работы старинных мастеров. Вновь для богослужений храм открылся в конце 1941 года, и действует по настоящее время.

В годы военного лихолетья церковь поддерживала в народе веру в победоносное завершение войны с врагом. В годы Великой Отечественной войны в подвале храма куряне спасались от вражеских бомбежек. 

В 1973 году, в одной из последних атеистических компаний, местной властью было вынесено решение об уничтожении Введенского храма. И только заступничеством Всероссийского отдела культуры, прихожан вставших грудью на защиту своей святыни, а так же директора областного архива Ульянкина Н.А., выдавшего справку о церкви как памятнике архитектуры, был спасен Введенский храм. Разрушители планировали на месте храма соорудить площадь Маяковского с памятником поэту. Была уже заготовлена и взрывчатка для уничтожения храма…

Введенский храм по-прежнему является композиционным центром современной Ямской слободы и служит его украшением. Постановлением Курского облисполкома от 16.02.1989 г. церковь была отнесена к памятникам архитектуры местного значения.

Здесь боль земная колокольным звоном льётся,

А Коренною пустынь издавна зовётся.

Луга бескрайние и неба бесконечность,

Святое место, здесь во всём застыла вечность.

Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь находится в местечке Свобода, Золотухинского района Курской области. Обитель, которую Патриарх Алексей-II назвал третьим духовным центром России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо- Дивеевского монастыря, известна далеко за пределами России.

Более семи веков назад, в 1295 году, в густых лесах на месте будущего посёлка Свобода охотники из Рыльска обнаружили икону. Через несколько лет на этом месте была возведена деревянная часовня. В 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» по указу царя Федора Иоанновича основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он стал первым храмом на этом месте. В 1601—1603 годах Россию поразил голод, но Курская земля давала урожай и снабжала столицу хлебом. Считалось, что это из-за чудотворной иконы, поэтому царь Борис Годунов пожаловал Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола, книги].

Курский край потерпел серьёзные разрушения в период Смутного времени: разбой, пожары, грабежи. Пользуясь хаосом, образовавшимся в стране, татары с удвоенной силой возобновили свои опустошительные набеги. В 1611 году Коренная пустынь была разорена. Поскольку, как и часовня, храм был сделан из дерева, поэтому при нашествии Крымских татар он быстро сгорел. Ещё один храм из дерева был построен на этом месте в 1618 году. 

Каменный храм, являвшийся заменой деревянному, просуществовал 149 лет, вплоть до 1 июня 1852 года, когда по указу графа Клейнмихеля был заложен новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Особой строкой в истории нашего края вписана Великая Отечественная Война и Курская битва. Местом поклонения благодарных потомков в Курске является Мемориал павших в годы ВОВ 1941-1945 годов и Мемориальный комплекс «Курская дуга».

На северном выезде из Курска на бульваре протяженностью 600 метров располагается мемориал, посвященный одному из решающих сражений Великой Отечественной войны. Комплекс построили в 1998 году к 55-летию победы советских войск в битве на Курской дуге.

Мемориальный комплекс «Курская дуга» включает памятник маршалу Г.К.Жукову, Триумфальную арку, памятное надгробие Неизвестному солдату Курской земли; храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца; памятник погибшим курянам; стелу «Курск — Город воинской славы»; аллею военной техники.

Мемориальный комплекс «Курская дуга» украшает памятник Георгию Константиновичу Жукову, вылитый из бронзы. Это один из величайших полководцев Великой Отечественной войны, один из разработчиков операции под городом Курском.

Триумфальная арка, имеющая высоту 24 метра, отделана мрамором. На ее вершине — конная статуя Георгия Победоносца с копьем в момент схватки с драконом. По четырем сторонам Триумфальной арки установлены бронзовые фигуры древнего русского воина, гренадера, пехотинца и фигура танкиста времен Курской битвы. На стенах арки — тексты о русском военном духе.

Когда строительство комплекса уже шло полным ходом, в Курске, в районе улицы Кавказской были обнаружены останки расстрелянных фашистами красноармейцев. Губернатор А. В. Руцкой принял решение соорудить на территории мемориального комплекса могилу неизвестного солдата. Останки были захоронены в августе 1998 года, годом позже был установлен памятник с вечным огнем.

Скульптурная композиция представляет рельефную плиту, в правой части которой расположена фигура погибшего солдата, над ней — стая летящих клином журавлей. Слева изображена Курская земля с силуэтом Курска и видом местных деревенек и храмов. В верхней части надпись:

О, если бы покой маячил нам вдали,

И мы прийти к нему когда-нибудь смогли.

О, если бы опять, как зелень луговая,

Мы возвратились вновь из глубины земли...

Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца построили по проекту курских архитекторов Валерия Михайлова и Павла Пахомова в 2008 году. Высота кирпичного трехъярусного храма — 47 метров. Церковь венчает золоченый купол, на звоннице установлены девять бронзовых колоколов. Внутри храма располагаются около семи тысяч мраморных табличек с именами погибших на Курской дуге русских воинов.

Стела «Курск - Город воинской славы» была открыта на территории мемориального комплекса 22 апреля 2010 года, спустя три года после присвоения Курску Почётного звания РФ «Город воинской славы».

Курский край исторически славился радушием и гостеприимством. Мы рады всем, кто приезжает в наш древний город, чтобы соприкоснуться с его историей и культурой, узнать о знаменитых людях, пройтись по его старым улочкам, услышать пение знаменитого курского соловья.

Славься город Курск- край соловьиный.

Ты для нас дорогой и любимый.

Славу мы тебе поём,

По заслугам воздаём!




Литература

1. Арцыбашева, Т. Н. Курский край и монастырская культура : учеб. пособие по региональной культуре / Т. Н. Арцыбашева. - Курск, 1998. - 72 с.

2. Арцыбашева, Т. Н. Православный Курский край / Т. Н. Арцыбашева ; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск, 2002. - 143 с.

3. Бугров, Ю. А. История Курской епархии : посвящ. 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского / Ю. А. Бугров. - Курск, 2003. - 103 с. : ил.

4 .Шпилев, А. Г. Знаменский монастырь / А. Г. Шпилев. - Курск, 2000. - 24 с.

5. Щавелев, С. П. Феодосий Печерский – курянин : историко-археолог. очерк / С. П. Щавелев. - Курск, 2008. - 278 с. : ил.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!