СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Единство школы и семьи в воспитании подрастающего поколения."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы являемся учителями национальной школы, задачей которой является воспитывать учащихся на лучших адыгейских традициях, осознания принципов «Адыгэ хабзэ», «Адыгэ нэмыс» и поэтому опираемся в своей работе на адыгейские нравы и обычаи.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Единство школы и семьи в воспитании подрастающего поколения."»

Единство школы и семьи в воспитании

подрастающего поколения.


Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работа с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Мы являемся учителями национальной школы, задачей которой является воспитывать учащихся на лучших адыгейских традициях, осознания принципов «Адыгэ хабзэ», «Адыгэ нэмыс» и поэтому опираемся в своей работе на адыгейские нравы и обычаи.

Адыгская семья, ее нравы и требования были основным источником, из которого молодой человек получал уроки жизни. Воспитание в адыгских семьях начиналось с детства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, самые тесные союзники в общем деле – в воспитании и развитии подрастающего поколения. В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Единство семьи и школы – эта тема всегда сложная, всегда актуальная, на эту тему нет готовых рецептов. Вопросов всегда возникает много, а ответов мало.

Если разграничить четко функции семьи и школы, то школа всегда должна была заниматься обучением, а семья – воспитанием ребенка. Но цель и школы, и семьи – развитие личности. Поэтому объединяет две разграниченные функции именно развитие личности, т.е. цель.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Большую часть времени ученик проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно.

Начиная работу с детским коллективом нужно изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с максимальной эффективностью.

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение семьи учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. Посещая семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания, педагогу многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы.

Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

Одной из форм сотрудничества, которая сближает учителей, родителей и детей в нашей школе является проведение коллективно-творческих дел.

Какую роль в жизни ребёнка должна играть школа?

- Одну из самых важных. Но школа не строит фундамент воспитания - это не её функция. Все главные ценности и социальные навыки человека формируются в семье.

Волшебные слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» впервые узнают дома. Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными, прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших. Дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и не бросать мусор в урну. А в школе их учат языку, математике, истории, физике, химии и так далее. Школа только подкрепляет, но не заменяет родительское воспитание, если оно есть.

Рассмотрим один пример из опыта работы психолога Ларисы Сташко: «Семилетняя Аня показала мне на примере терапевтических кукол, как её семья проводит день. Пока папа на работе, девочка - у компьютера, мама с бабушкой - у телевизора. Вернулся папа - сел за компьютер, дочь играет в куклы, мама готовит ужин. Их дороги не пересекаются - у каждого своя жизнь. Родители - вне доступа».

Нельзя требовать от ребёнка невозможного или, наоборот «забивать» на его учёбу, считая, что современная школа с обучением не справляется. Часто через детей родители пытаются реализовывать свои амбиции и желания. Но если они учились в школе посредственно, почему ребёнок должен стать академиком? Ребёнок — проявление своей семьи.

Ещё одна ошибка родителей - требование оценки. Встречаем ребёнка из школы словами: «Какие оценки получил?». А не лучше ли поинтересоваться, что нового узнал? Ведь психологически здоровый ребёнок не особо интересуется оценками, он идёт в школу для общения, а не для учёбы. Это показал тест, который провели психологи среди лицеистов. Оценка - только сигнал, как усвоены знания. Её можно обсудить. Но нельзя ею, как делают многие родители, подменять любовь. За «5» - любим, за «2» - не любим. Не торгуйтесь - просто любите! Не бойтесь открыто проявлять нежность или просить прощения у ребёнка за свои ошибки. Поинтересуйтесь, как прошёл день школьника, расспросите о новых друзьях, выслушайте жалобы.

Но, к сожалению, приходиться констатировать и другое. Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения( детсад, школа) подменяя вакуум общения ложной любовью или желанием посытнее накормить или приодеть. Вот и растут подчас дети сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, завистливыми, ленивыми.

Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. Поэтому должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками единого педагогического процесса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей, невозможно без абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания и развития подрастающего поколения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!