СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Актуальность военно-патриотического воспитания в современном мире"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему " Актуальность военно-патриотического воспитания в современном мире"

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Актуальность военно-патриотического воспитания в современном мире"»

«Патриотическое воспитание младших школьников»



Ясно, что патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить ее, нужно еще что-то делать, чтобы страна, где мы живем, становилась сильнее, краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков, преумножая при этом богатства

Патриотизм- нравственная основа жизнеспособности государства. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. В России патриотизм приобретает свои особенности. Это, прежде всего, гуманизм, дружба различных наций и народностей, законопослушание, коллективизм и, конечно же, особая любовь к родной природе. Это, также, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Проявляется патриотизм в поступках и в деятельности человека. Это, прежде всего, осознанная любовь к своему Отечеству, общегосударственное патриотическое самосознание. Но зарождается патриотизм из любви к своей малой Родине, к природе, родным и близким людям.

Но, к сожалению, в последние годы внимание к патриотизму было ослаблено. В результате у многих молодых людей в дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей – от семьи до государства. Среди этих качеств – гражданственность, долг, любовь к Родине. За предыдущие годы разладился механизм координации и организации системы патриотического воспитания на всех уровнях. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

       В настоящее время затребованным в обществе становится новый социальный тип личности. Стране нужны люди, умеющие быстро ориентироваться в современной обстановке, быстро принимать решение, люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Но нельзя списывать со счетов качества личности, которые во все времена отличали русского человека - высокую нравственность, порядочность, толерантность.

Конечно, мы не можем обойтись без главной составляющей становления личности - без воспитания. В данном случае - без патриотического воспитания подрастающего поколения.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у молодых людей любви к своей Родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание – одна из важнейших частей воспитания личности. Оно и охватывает своим воздействием все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родное село, город красивым, цветущим, чистым и уютным - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: лес, речка, поле - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Необходимо как можно больше информации дать ребенку. И чем полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными станут они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к народным традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

В детском возрасте человек более восприимчив к влиянию извне. Ребенок верит в истинность всего, чему учат, что говорят, верит в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. Именно в начальной школе мы начинаем формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Даем детям начальное представление о месте и роли нашей страны в мире.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Цель патриотического воспитания –воспитание личности социально активной, с определенной гражданской позицией, личности духовно богатой, способной проявить свои лучшие качества в интересах Отечества.

Закладывать основы патриотизма мы начинаем с пробуждения у ребенка любви к деревьям, цветам, природе, родному дому. Любовь и преданность Родине начинается с любви и уважения к матери, отцу, бабушке, с ощущения нужности, любви и сердечного тепла, которым окружен ребенок. Любовь к народу начинается с любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие особенности:

1.Необходимо учитывать актуальность данных знаний для ребенка в данном возрасте.

2. Процесс воспитания должен быть непрерывным, носить систематический характер.

3. Необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его психологические особенности.

3. Разнообразие видов деятельности с учетом возрастных особенностей ребенка.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

Используется для реализации патриотического воспитания как урочное, так и внеурочное время. Всевозможные экскурсии, посещение спектаклей, выставок, музеев, кружки художественного, декоративно-прикладного творчества, торжественные вечера, концерты, встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурсов чтецов, художественной самодеятельности- все это можно и нужно использовать в процессе воспитания. Школьники с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, природой, историей родины, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

В урочное время работа по патриотическому воспитанию осуществляется при помощи различных заданий, упражнений, текстов содержащих необходимую информацию. Это уроки литературного чтения, русского языка, технологии и конечно же, окружающего мира. Данные уроки прививают любовь и уважение к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю. Ребенок получит знания о названии страны, ее географии, природе, символике. Он узнает о тех, кто прославил нашу родину, познакомится с произведениями российских авторов о Родине и народе.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, традициям, будет знать их, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.



Список использованной литературы:

1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

5. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!